В этом году мороз задержался в Нижнем Тагиле надолго, температура регулярно опускалась ниже среднестатистических значений.

Результат не заставил себя ждать: трубы рвануло на Гальянке, а уж коммунальную аварию на Вагонке жители не забудут еще долго. Трудно пришлось и ВГОКу. Особенно морозы и сильные снегопады сказались на работе ПЖТ и дробильно-обогатительного участка шахты «Южная». На этом фоне ЦПТО, которому как раз всегда «везет» на аварии, отработал, можно сказать, безупречно.

– Когда готовился приказ о подготовке цехов к работе в морозы, мы выделили для себя два главных пункта, – комментирует начальник цеха Сергей Кулеш. – Первое: не останавливать сброс хвостов и воды по нашим ставам, чтобы наружные водоводы и шламопроводы не перемерзли и при запуске сварные швы на них не лопнули из-за перепада температуры. Второе: обеспечить круглосуточный объезд объектов. Когда начались сильные холода, мы вывели в дополнительные ночные смены водителя, перевели мастеров на посуточную работу, и каждые два часа они объезжали наши многочисленные объекты и контролировали ситуацию.

За счет такой организации труда ЦПТО удалось избежать серьезных аварий. Одну из них, например, предотвратил мастер участка по технологии и ремонтам Юрий Байлевич.

– Во время объезда он обнаружил, что не поступает вода в сбросной коллектор Гальянского водоотлива, – продолжает начальник ЦПТО. – Спустившись в карьер, Юрий Сергеевич увидел, что насос на открытом водоотливе работает вхолостую, остановил его и принял все меры для обезвоживания насоса и водяного става. Хорошо, что мы не стали надеяться на горных мастеров и контролировали работу оборудования самостоятельно.

Впрочем, декабрьские морозы все-таки спровоцировали две достаточно серьезные аварии.

– На подземном участке водоотливного става шахты «Магнетитовая» появились утечки сразу в трех местах, вследствие чего вода вышла на поверхность и пошла в сторону гаражного кооператива, – рассказывает Сергей Кулеш. – Нам пришлось посылать технику для перенаправления воды и расчистки дорог, так как шахтеры никак не могли остановить подачу воды, чтобы мы занялись ремонтом. Устранение утечек осложнялось необходимостью согласования земляных работ с несколькими собственниками сетей, проходящих в непосредственной близости от места ремонта. Первую утечку мы устраняли весь световой день, с двумя другими повезло – обе удалось устранить за один рабочий день с минимумом земляных работ. Кроме того, в декабре же рванул шламопровод в Главном карьере. Это случилось, в том числе, из-за неритмичной работы ВОЦа и, конечно, состояния самого шламопровода. В результате лопнул шов, произошел сдвиг и нарушение целостности трубы. До праздников мы успели сделать переврезку и перенаправить поток сбросов в другое безопасное место. Обе аварии устранили прямо перед Новым годом.

Можно сказать, отделались малой кровью. И все праздники продолжали дежурство. Мороз не дремал, но и в ЦПТО не спали. Начальник участка по технологии и ремонтам Антон Кусков контролировал ситуацию в непрерывном режиме.

– Морозы – это всегда большой риск, в такие дни ожидаешь неприятностей, – говорит он. – Нам удалось их избежать, во-первых, потому что мы заранее подготовились к работе в таких условиях, а во-вторых, просто повезло. Когда температура опустилась ниже 30 градусов, я прежде всего переживал за наши насосные. И не зря – Каменская насосная чуть не замерзла: обогревателей там мало, а здание большое. Но и тут мы вовремя отреагировали и решили эту проблему. Шахтные ставы тоже становятся опасными объектами во время морозов. Шахтеры их часто останавливают, и появляется опасность, что сбросники не успеют сбросить воду и оборудование будет заморожено.

– И даже во время работы водоотливов в морозы остается опасность их перемерзания: вода течет, капли замерзают вокруг отверстия трубы, в итоге его может заткнуть ледяной пробкой, и тогда вода найдет другой выход, – считает мастер Владимир Хибенков. – Даже чугунные тяжелые задвижки вода срывает, если перекрыть ей выход. Поэтому так важно в морозы контролировать работу водоотливов и проходимость воды в трубах. Та же ситуация с остановившимся насосом на Гальянском водоотливе очень показательна. Если бы Юрий Байлевич вовремя не обнаружил эту остановку, не открыл сбросные пробки с насоса, благодаря чему вода сошла, могла бы перемерзнуть вся система, которую нам пришлось бы размораживать уже весной, потому что обслуживать вертикально идущие по отвесной стене трубы очень сложно. А если учесть, что на насосной первого подъема на берегу Баранчи в морозы была зафиксирована пиковая температура минус 52 градуса, перспектива аварий была очень серьезная. Но мы подготовились к сезону: поменяли запорную арматуру на всех слабых местах, утеплили их и, как показала зима, не зря этим занимались. Я считаю, что мы – молодцы. Коллектив не подводил – ни морозы, ни праздники не сказались на его отлаженной работе.

Мы не допустили ситуаций, которые могли бы привести к длительным ремонтам или производственным простоям.

Единственный недостаток – наш дежурный УАЗик. Его печка с такой температурой «за бортом» совершенно не справляется, да и наше оборудование в него не помещается. Мечтаем об УАЗе-буханке, который мы могли бы полноценно утеплить для работы в морозы, возить с собой помпы и весь необходимый инструмент.

Такая мечта – не прихоть. Мало того, что специалисты ЦПТО работают в морозы, они работают не в цехах, а на улице, имеют дело с ледяной водой. Поэтому часто их работа превращается в настоящий подвиг. Хорошо, что в эти морозы обошлось без подвигов. Сейчас на улице потеплело, но впереди еще февраль, да и март может преподнести сюрпризы. Поэтому ЦПТО по-прежнему начеку.

Юлия Григорьева.

Фото автора.