Молодежная туристическая эстафета, посвященная Дню шахтера, в этом году прошла 26 августа. Мероприятие, ставшее традиционным, состоялось уже в четвертый раз. Участие в нем приняли шесть команд из подразделений ВГОКа.
Участники
Шесть команд – это мало, тем более что в саму эстафету, на прохождение маршрута, заявилось и того меньше – пять команд. Кто-то испугался похолодания, кто-то отмечал День шахтера, а некоторые цехи просто не смогли вовремя организовать команду. Однако, несмотря на малочисленность участников, праздник на природе удался, как обычно.
Про все шесть команд можно сказать одно – они очень дружные. А теперь подробнее.
Команда ВОЦа. Она, по словам молодежного лидера цеха Светланы Юсипенко, сформировалась и почти без изменений состава выступает на турслете уже несколько лет. Опыт у команды наработан, сожалеет Светлана Юсипенко только об одном:
– По сравнению с командами «Южной» наша – достаточно возрастная. А кушвинцы одну молодежь на эстафету отправили.
Сборная шахты «Южная». Здесь действительно можно говорить о сборной, потому что шахта выставила на туристическую эстафету две полноценные команды – мужскую и женскую. Парни немногословны, констатируют только, что победа безусловно останется за ними. Этапы эстафеты мужская команда «Южной» проходила так же немногословно, спокойно, без малейшей суеты, будто все было не раз отрепетировано.
Женская команда настроена не менее решительно:
– Ни погода, ни водный этап нас не пугают. Мы позаботились о том, чтобы переодеться.
Команда интересна еще и тем, что у нее есть явный лидер, настоящий капитан – Елена Кудинова. На прохождении этапов ее командная роль стала очевидна. Может, поэтому, неукоснительно подчиняясь слову своего капитана, команда проходила маршрут как единое целое – никакого разнобоя или споров.
Команда ЦС и П Нижнего Тагила. Во-первых, достаточно возрастная, а во-вторых, половина участников в ней – новички.
– На что я подписалась?! – восклицала перед началом эстафеты Любовь Балбашова. – Я жутко боюсь воды!
Этой команде еще и не повезло на жеребьевке – выпало выступать первыми, а у начинающих нет возможности ориентироваться на какой-то результат, как и нет возможности посмотреть на выступления других команд и учесть их ошибки. Тем не менее, маршрут энергетики прошли очень достойно.
Смешанная команда управления комбината, ЦЛК и ОТК. Еще одна чисто женская команда. Можно сказать, стопроцентно женская, потому что девочки на всех этапах успевали визжать, хохотать и позировать на камеру. Несомненно, победить хочет каждый участник, и все же главная цель, которая стояла перед этой командой, – получить максимум удовольствия от прохождения маршрута. И цель эта была достигнута в полной мере.
Команда ПЖТ. Эта команда также по преимуществу женская, заявилась только на конкурс приготовления пищи, о чем впоследствии пожалела. Глядя на то, с каким азартом другие участники преодолевают этапы эстафеты, железнодорожники признали, что тоже могли бы, если не ради победы, то хотя бы для собственного удовольствия пройти дистанцию.
Помимо этих шести команд, нельзя не отметить еще одну – команду детей работников ВГОКа. Причем если каждая команда-участник прошла маршрут два раза – ознакомительный и на время, то дети пробежали его практически с каждой командой, переживая за каждого участника, а в перерывах еще и успевали попробовать свои силы на веревочных этапах. Я старалась не отставать от детей, и могу смело утверждать, что у каждой команды есть своя история прохождения непростого маршрута. Более того, своя история того, как это было, есть и у каждого участника. Но такой рассказ потянет на небольшую брошюру, поэтому немного познакомлю с самими этапами.
Маршрут
Из года в год этапы, по сути, не меняются, но в этом году появились и новшества. Впрочем, как и команды, отправимся по маршруту со старта.
На старт участники выходят в страховочном оборудовании для скалолазания и хлопчатобумажных перчатках, с собой – рюкзак, коробок спичек и желание преодолевать все преграды.
Первый этап – «лесорубы». Задача проста – отпилить кусок бревна и взять его с собой, впоследствии использовав для разведения костра. С этим этапом все справляются успешно, девушки – чуть медленнее, мужчины – моментально.
Второй этап – преодоление тоннеля. Казалось бы, все просто – всей команде надо проползти через брезентовую «кишку», и первые трое участников с задачей справляются легко. Сложно приходится замыкающему: он, как правило, застревает в тоннеле. Исключение составила команда ВОЦа – замыкающий Денис Белых пролетел тоннель молниеносно, и команда без задержек ушла на следующий этап.
Третий этап – балансир. Вот здесь начинаются первые трудности. Надо преодолеть расстояние от дерева до дерева по натянутой веревке, держась за другую веревку, которая привязана к дереву. Падаешь – начинаешь сначала. Советчиков много – каждый подсказывает, как лучше держать центр тяжести. Но, по сути, этот этап – лишь подготовка к следующим веревочным испытаниям.
Четвертый этап – спуск и подъем по склону спортивным способом. Для тех, кто боится высоты, этот этап – настоящее преодоление, потому что склон отвесный и довольно высокий. Участники спускаются со страховкой, причем страхуют они друг друга сами, и все равно многие признают, что страшно. А вот для тех, у кого есть опыт в скалолазании, этот этап – не проблема.
Пятый этап – веревочная переправа с помощью беседки и карабинов. Тоже страшно. Над глубоким оврагом натянуты три веревки. За две участник держится руками, пока идет по третьей. Словом, этап для канатоходцев. Таких у нас вроде нет, и все же все справились.
Шестой этап – поляна заданий. Задания в этом году связаны с видами костров и узлов. По картинкам надо определить их названия, а затем завязать один из узлов. Непросто, многие получили штрафные баллы.
Седьмой этап – стоянка. Пожалуй, самое туристское задание: развести костер, вскипятить на нем воду и поставить палатку. Сложность заключается в том, что сделать это надо за десять минут. Тактика у всех разная: кто-то делится на пары и делает все одновременно, кто-то дружно ставит палатку, а затем так же дружно занимается костром. В отведенное время укладываются не все, при этом еще и зарабатывают штрафные баллы, если палатка поставлена неверно.
Главный судья соревнований Евгений Дергунов считает, что уложиться в десять минут всем по силам:
– С костром еще могут возникнуть сложности, а с палаткой все должны справиться, потому что она современной конструкции. Раньше, когда мы использовали старую советскую палатку, молодежь вообще не представляла, как ее ставить. А сейчас этот этап стал проще.
Очень хорошо его прошла мужская команда «Южной», выполнив задание с большим запасом времени – около пяти минут. А вот сильнейшая женская команда «Южной» на удивление не справилась: костер погас, и воду вскипятить не удалось. Не повезло этой команде и с погодой. Настаивая на том, что команды должны соревноваться в равных условиях, Евгений Дергунов запрещает использовать для разведения костра подручный материал – веточки и бересту. Однако идеально равных условий не получается. Если первые две команды прошли маршрут по солнышку, то женской команде шахты «Южная» перепали ветер и даже моросящий дождь.
Восьмой этап – водный. Необходимо переплыть на плавсредстве прудок карьера и привезти закрепленный на другом берегу флажок. В этом году катамаран заменили на рафт, и выступления команд показали, что им управлять легче, а по прохладной погоде и комфортнее.
– Если на катамаране лишь единичные команды могли плыть по прямой, то с рафтом справились все, особенно учитывая, что многие сегодня видят его впервые в жизни, – комментирует инструктор этапа Сергей Прилепин.
Девятый этап – еще одна веревочная переправа. Прицепившись карабином к натянутой между деревьями веревке, надо переправиться, держась за веревку руками и ногами, повиснув спиной к земле. Это одно из самых сложных заданий. Во-первых, здесь нужны сильные руки, а во-вторых, вымотавшись на маршруте, справиться с заданием могут лишь люди с хорошей физической подготовкой. Как правило, это мужчины. Впрочем, и среди женщин есть такие.
– Мужская команда «Южной» пролетела этот этап одним махом, – комментирует инструктор Алексей Чумаков. – Железнодорожники сегодня не участвуют в эстафете, поэтому у кушвинцев нет серьезных конкурентов.
На прохождение всего маршрута у команд уходит от 25 до 45 минут. На финише каждая получает набор продуктов: сосиски, хлеб, чай в термосе, и отправляется расслабляться у костра. Добежали и выдохнули в ожидании результатов. А потом начали готовиться к кулинарному конкурсу.
Впечатления
На турслет большинство команд едет не за победой, а за прекрасным настроением. Свежий воздух, красивое место, интересная трасса, азарт гонки, совместный отдых у костра – все это прекрасно способствует переключению с будничных забот. Неудивительно, что и впечатления у участников – самые яркие.
– Мне очень понравилось! – рассказывает специалист управления комбината Олеся Бушмакина. – Особенно запомнился момент, когда Аня Шимановская практически выпала из рафта, доставая флажок. В лодке у нее остались одни ноги, за которые мы ее и держали. Эта воля к победе – самое яркое впечатление гонки!
– Трасса – очень интересная, но мне не хватило, слишком быстро все закончилось, – считает сама Анна Шимановская.
– Впечатления – восторг! – делятся эмоциями представительницы шахты «Южная» Оксана Воронина и Надежда Чечулина. – Практически ежегодно мы участвуем в турслете, потому что это – самое интересное мероприятие из всех, что проходят на ВГОКе.
А болельщики команд со стороны просят сделать эту эстафету открытой, чтобы участвовать в ней могли все желающие.
– Действительно, желающих очень много, – прокомментировал Евгений Дергунов. – Мы обсуждаем такую возможность, но на каких условиях могли бы включить их в соревнование, решение пока не приняли. Ясно лишь, что в приоритете в любом случае должны оставаться работники предприятия.
Сам Евгений Юрьевич – работник ВОЦа, поэтому болеть ему логично за собственный цех.
– Я за нашу команду уже столько лет болею, а они никак не побеждают, – смеется главный судья. – Больше всего я переживал за девочек, за женские команды.
В следующем году эстафету ждут очередные новшества.
– Мы видим, с каким удовольствием дети бегают по этому маршруту, поэтому хотим включить этап, где наряду со взрослыми в задании участвовал бы и ребенок, – говорит председатель ППО «ВГОК» Оксана Буторина. – Кроме того, проведем мероприятие на неделю раньше, чтобы оно не совпадало с Днем шахтера. Надеюсь, что и погода больше порадует.
А теперь итоги. Без призовых мест и подарков не осталась ни одна команда. В эстафете победу среди женских команд одержала команда шахты «Южная», среди мужских и смешанных команд места распределились следующим образом: третье место у команды ЦС и П Нижнего Тагила, второе завоевала команда ВОЦа, первое место, в том числе и в общем зачете, у мужской команды «Южной». В кулинарном конкурсе третье место получила команда ВОЦа, второе – у сборной управления комбината, ЦЛК и ОТК, первое место – у команды ПЖТ.
Этим ярким мероприятием работники ВГОКа простились с уходящим летом. Простились очень по-туристски.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ