В нынешнем году среди тех, кому присвоено звание «Почетный высокогорец», – начальник Высокогорского обогатительного цеха Сергей Дмитриевич Тюленев.
Перебирая в памяти страницы истории цеха, ловлю себя на мысли, что не представляю себе ВОЦ без этого человека. Кажется, это про него поется в песне группы «Наутилус»: «Связанные одной целью…». Однако, встретившись и побеседовав с Сергеем Дмитриевичем накануне его награждения, узнаю, что далеко не вся его трудовая деятельность связана с нашим предприятием. Добрый десяток лет он посвятил работе на Кумертауском угольном разрезе, в добычной сфере деятельности. Работу свою не только любил, но и серьезно преуспел в горном деле.
– Мне повезло во время учебы в Свердловском горном институте по специальности «Автоматизация и проектирование карьеров» защищать дипломный проект по доработке именно этого месторождения в Башкирии, на котором впоследствии и довелось работать, – рассказывает Сергей Дмитриевич. – Интересно работать в тех реалиях, которые изучил в теории, понимать, какие предположения были оправданны, а какие – утопичны. В институте занимался разработкой проекта внедрения гидравлических машин – в реальности увидел, что придется довольствоваться тем, что имеем, – электрическими машинами 1980-х годов выпуска. Гидравлика на предприятии появилась только в начале 2000-х – уже после того, как я рассчитался и вернулся в Нижний Тагил.
И все же за десять лет работы на башкирском предприятии Сергею Тюленеву, начальнику специализированного участка, занимавшегося вскрышными и добычными работами, удалось внести весомый вклад в производство. Многое сделано по модернизации железнодорожной сети участка. Проблем в этой сфере в Кумертау предостаточно: специфика работы в угольном разрезе отличается от нашей, связанной с добычей и переработкой железной руды. Если у нас содержание влаги в сырье в пределах восьми процентов, то в угольном забое – 56 процентов. Заболоченные копи доставляли массу проблем.
– Железнодорожное полотно приходилось перекладывать раз в неделю, а протяженность путей только на моем участке составляла пять километров, – продолжает Сергей Дмитриевич. – В условиях высокой влажности техника работала крайне неэффективно, увязала в топком грунте, ее приходилось постоянно откапывать. Сложность работы на участке заключалась еще и в том, что 80 процентов коллектива монтеров пути составляли женщины. Руководство таким коллективом в непростых, тяжелых условиях труда – это тема для отдельного разговора. Приходилось ежедневно искать пути к взаимопониманию, выстраивать, насколько это было возможно, психологически комфортные взаимоотношения.
Более 10 лет работы на руководящей должности в угольном разрезе дали Сергею Тюленеву колоссальный профессиональный опыт. В 1993 году Сергей Дмитриевич был удостоен знака «Шахтерская слава» третьей степени.
– Мне всегда было интересно вникать в специфику производства, непрерывно учиться, благо, с коллегами всегда везло – люди попадались открытые, доброжелательные. Настоящие профессионалы, готовые делиться собственным опытом. Несмотря ни на что, я очень любил свою работу и старался делать для предприятия все, что было в моих силах, – делится Сергей Тюленев.
Однако вскоре нашему герою пришлось рассчитаться с предприятия. Рентабельность угольных разрезов пошла на спад в связи с общемировой тенденцией перехода отопительных систем с угля на нефть и газ. Эта тенденция коснулась и основных потребителей башкирской угольной продукции – предприятий бывшей Германской Демократической Республики. Сергей Тюленев в 1996 году вместе с супругой и двумя детьми вернулся на родину – в Нижний Тагил.
Выбора, на какое предприятие устроиться, перед ним не стояло – Сергей Дмитриевич прибыл в Тагил не только с богатым опытом работы в горной промышленности, но и являлся представителем солидной династии горняков ВГОКа. Его отец Дмитрий Иванович трудился помощником машиниста экскаватора в Главном карьере и на эфельных отвалах, мама Ригалетта Александровна работала лаборантом в ЦЛК. Сергей Александрович Варенцев, дядя по материнской линии, был агломератчиком, затем мастером ЛАЦа. А двоюродная сестра Елена Сергеевна Питерских начинала машинистом конвейера, а сейчас работает оператором пульта управления на участке мокрого обогащения ВОЦа.
Ее брат Андрей Сергеевич был дробильщиком на участке дробления. Жена Сергея Тюленева Лариса Юрьевна трудится на предприятии железнодорожного транспорта старшим инспектором по ОТ и ПБ, а его младшая двоюродная сестра Оксана Сергеевна Обалмасова была машинистом конвейера на Лебяжке и Высокой.
Решение было очевидным, и наш герой пришел в отдел кадров, однако, к своему разочарованию, получил отказ в трудоустройстве по своему профилю – на рудник открытых работ. Добычная сфера не так остро нуждалась в кадровом пополнении, как обогатительная, и Сергей Дмитриевич вскоре получил приглашение устроиться механиком участка шихтоподготовки Высокогорского отделения шихтового цеха, начальником которого был Сергей Ромашин.
– Основная задача участка – эксплуатация экскаваторного парка цеха, а у меня как раз был приличный опыт работы с этой крупногабаритной техникой, – рассказывает Сергей Дмитриевич. – В Кумертау экскаваторы еще больше и мощнее, чем наши ЭКГ-5А. Восьми- и десятикубовые. И с ними приходилось работать, вы помните, в каких условиях, – заболоченных, топких, очень сложных. Так что здесь, на ВГОКе, освоиться с техникой получилось довольно быстро. К тому же к концу 1990-х состояние экскаваторного парка ВГОКа было неплохое, техника новая, не требовавшая постоянного внимания со стороны ремонтного персонала.
Через два месяца шихтовый цех был расформирован. С 1997 года Сергей Тюленев работал мастером ремкуста Высокогорского обогатительного цеха. В 1999 году начальник цеха Юрий Кутемов предложил Сергею Дмитриевичу должность старшего мастера участка дробления. Это была совершенно новая для него сфера, а коллектив участка, устоявшийся, непростой, привыкший к тому, что руководство брали на себя люди, профессионально выросшие на ДОФе, принял нового начальника, пришедшего со стороны, мягко говоря, с недоверием. Но опускать руки с первых же шагов Сергей Дмитриевич не привык. Не изменяя себе и своим обычаям, он подошел к делу со всей ответственностью, вникал во все детали производственного процесса и при этом ни на миг не оставлял свой коллектив один на один с проблемами – всегда был рядом, решал вопросы сообща, чтобы люди чувствовали: на нового руководителя можно положиться.
– Конечно, когда речь идет о таком участке, как ДОФ, где тяжелые условия работы, очень много ручного труда, следовало быть готовым к тому, что и управление таким коллективом будет непростым, – рассказывает Сергей Тюленев. – И тем не менее, мне хотелось разобраться во всем, чтобы поскорее стать здесь «своим», чтобы до мелочей знать то дело, которое мне поручено. Ведь когда получается не стоять на месте, идти к какому-то прогрессу, преодолевая трудности, за спиной будто вырастают крылья.
Сергей Тюленев всегда и везде работал с желанием, с огромной отдачей. А участок дробления, куда он постарался вложить максимум своих знаний, опыта, времени и сил, до сих пор, по его признанию, остается самой большой его любовью.
– Чтобы как-то сблизить коллектив, я даже придумал устраивать новогодние праздники для детей работников ДОФа, – продолжает Сергей Дмитриевич. – Мы все делали своими силами – готовили сказочные костюмы, разучивали роли в новогоднем спектакле и проводили елку для наших детей в спорткомплексе ВОЦа. Так продолжалось несколько лет подряд и, надо сказать, принесло ожидаемые плоды – помогло смягчить обстановку в коллективе, сблизить людей, сделать так, чтобы атмосфера стала, пусть и немного, но теплее.
Сергей Тюленев понимал, что ему необходимо создать команду единомышленников, с которой вместе проще достигнуть целей, стоящих перед участком. И это ему спустя какое-то время удалось.
– Люди чувствуют, когда ты работаешь с отдачей, и понимают, что ты – неслучайный человек на этом месте, постепенно начинают доверять тебе, – говорит Сергей Тюленев. – И я сделал все возможное, чтобы заслужить это доверие. Можете себе представить, как тяжело мне было расставаться с участком, когда в 2004 году Сергей Юрьевич Жбанов, бывший тогда начальником ВОЦа, предложил мне должность замначальника цеха по производству! Сложно было перестроиться, снова начинать с нуля, вникать в производство всего цеха. Но по-другому было нельзя.
В должности заместителя начальника цеха Сергей Тюленев проработал девять лет. В 2013 году он был назначен начальником ВОЦа.
– Проблем у цеха всегда хватало, – делится начальник. – Запасы руды на шахтах скуднеют, мы перешли на более бедные руды, внедрили трехстадиальную схему обогащения, увеличили качество, то есть приложили максимум усилий, чтобы подготовиться к изменившимся условиям, к переходу на бедное сырье. И все равно оказались не совсем готовы к этому. Изменилось и настроение в коллективе. Если до 2010 года ВОЦ всегда выполнял плановые показатели, то сейчас, на протяжении последних лет, он все больше просаживается в этом плане. А с 2017 года – регулярно не выполняет план. Стоит ли говорит о том, что в таких условиях исчезает искра, трудовой запал, ты перестаешь работать с полной отдачей, когда не видишь результата проделанной работы? Когда этот самый результат не устраивает тебя по не зависящим от тебя обстоятельствам. Когда бьешься за каждую тонну концентрата, хочется видеть плоды своего труда, но масса факторов на каждом шагу обрубает на корню то, что вроде бы удалось сделать. Особенно больно все это осознавать, когда понимаешь, что вся твоя работа на виду, что коллектив видит все твои усилия, оценивает тебя. На душе остается осадок неудовлетворенности. Я даже не знаю, из какого вида продукта мы сейчас можем выскочить и встать в план. Ко всему прочему добавляется текучесть кадров, люди уходят, с каждым годом коллектив все больше садится на мель в плане кадрового состава. Остается, правда, костяк, люди с опытом и желанием работать, несмотря ни на что. Именно благодаря этому цех живет и, я думаю, будет жить и дальше.
На ВГОКе Сергей Дмитриевич не раз был удостоен наград различного уровня, в том числе и от губернатора области. И вот теперь – очередное заслуженное звание, «Почетный высокогорец». За серьезный вклад в производство, за огромную самоотдачу и умение не сдаваться в любой ситуации.
Елена Пешкова.
Фото автора.
Comments by ВГ