Посещение делегацией ВГОКа международного форума Сеймартек с каждым разом приобретает все более практический, прикладной характер. О результатах нынешней поездки в Челябинск на конференцию «Эффективность горнодобывающего производства – 2023» рассказывает главный инженер комбината Юрий Молоков.

– Юрий Михайлович, наша делегация провела на Сеймартеке ряд переговоров. Каких тем и проектов они касались?

– Во-первых, нас заинтересовали возможности компании «НПО «Аконит», которая оказывает услуги по разработке проектов, строительству и монтажу конвейерного транспорта. Для нас эта тема актуальна в двух направлениях. Первое – в стратегии развития горнорудной базы ВГОКа предусмотрена разработка Большереченского месторождения Пийской группы, и в текущем варианте проекта мы рассматриваем доставку руды оттуда с помощью автотранспорта и железной дороги. Однако автотранспорт предполагает постоянное обслуживание дорог и машин, большие объемы дизтоплива, солидный штат специализированного персонала и многое другое. Поэтому мы провели переговоры с компанией и выяснили, на каком линейном расстоянии эффективна работа конвейерного транспорта. Здесь много нюансов, которые зависят как от технических параметров технологического процесса, так и от целевых показателей самого проекта. Компания «Аконит» готова сделать для нас технико-экономическое обоснование данного проекта, посчитать совокупную стоимость владения и показать, будет ли нам выгодно при разработке Большереченского месторождения использование альтернативного транспорта. Расстояние составляет более 20 километров, и для конвейерного транспорта это – не предел. В данном варианте есть один минус, это большие капитальные вложения на первоначальном этапе, зато минимальны затраты на содержание в период эксплуатации. Экономические расчеты все покажут. Также компания изготавливает конвейеры самого разного вида – прямые, наклонные – в зависимости от производственных условий заказчика. Такие возможности актуальны для нас при использовании в ВОЦе. На данный момент, например, мы ведем разработку проекта по увеличению содержания железа в концентрате. Целевой показатель, который перед нами стоит – увеличение содержания железа до 68 процентов. Для реализации этого показателя нам необходимо произвести реконструкцию в ВОЦе: установить четвертую стадию дробления, внедрить операцию мокрого грохочения предварительной стадии ММС подрешетного продукта перед первой стадией измельчения секции 1 и секции 2. Когда мы делали проект данной реконструкции, столкнулись с проблемой подачи сырья на мельницу – небольшие габариты площадки и высота подъема не позволяют установить ни питатель, ни полноценный конвейер. Техническое решение наши специалисты нашли, но конвейер при этом получился крутонаклонным с углом наклона 32 градуса. Мы задали вопрос коллегам из компании «Аконит», и они предложили разработать для нас альтернативный, более надежный вариант подачи сырья на мельницу. Кстати, эта же компания работает по поставкам оборудования. Нас заинтересовали дробилки китайского производства, которые в разрезе дальнейшего развития ВОЦа мы, вероятно, будем рассматривать.

– Такое же результативное общение было с другими компаниями?

– Да, мы также провели переговоры с инжиниринговой компанией «ЦИР» из Екатеринбурга, занимающейся установкой светодиодного освещения. Даже договорились, что коллеги приедут к нам и в рамках пилотного проекта бесплатно установят освещение на одном из экскаваторов ЭКГ-5А. Рассматривали технику на площадках ВОЦа и ЛАЦа, но остановились на лебяжинском экскаваторе, чтобы опробовать освещение в максимально сложных производственных условиях. Данное освещение можно установить на любых площадках, на любом производственном оборудовании, потому что у него высокий класс IP защиты: оно работает в воде, под пылью, при ударной нагрузке. Начнем с экскаваторов, а дальше будет видно. В любом случае, мы все постепенно переходим на светодиодное освещение, которое является более энергоемким и экономически выгодным, а в данном случае – еще и надежным.

– Еще одна тема, которая получает с каждым годом все большее развитие на промышленных предприятиях – автоматизация и цифровизация производственных процессов. ВГОК эта тема тоже интересует?

– Несомненно. И одна из самых интересных встреч у нас прошла с представителями компании «ИТЛ Консалтинг», занимающейся программным обеспечением для автоматизированного управления транспортной логистикой. Эта компания предлагает программное обеспечение «Getrail», которое позволило бы нам увязать в единую систему все станции Обогатительного и Агломерационного районов, отразить учет всех вагонов и локомотивов, которые двигаются по железной дороге ВГОКа, с выводом происходящего на экран. Такая программа позволила бы исключить влияние человеческого фактора при формировании графика исполненного движения, снизить время на подготовку отчетных документов, устранить простои, выстроить оптимальную логистику и оптимизировать ряд производственных процессов в разрезе железнодорожных перевозок, что в свете дефицита локомотивных бригад и материалов, нехватки локомотивов для нас особенно актуально. У нас был ряд своих подходов в этом направлении – проведение хронометража, ведение постоянного анализа железнодорожного движения, выявление простоев и разработка мероприятий для устранения потерь, но все это производилось в ручном режиме, без цифровизации. Часто данные поступают с опозданием на сутки, когда перестают быть актуальными. И насколько они соответствуют действительности, стопроцентной уверенности нет. Данная программа позволила бы снять все вопросы и повысить эффективность производства. Поэтому на будущее мы запланировали дальнейшую работу с компанией «ИТЛ Консалтинг».

– Транспортные системы были выделены на конференции в отдельное направление. Наверное, другим компаниям тоже есть что предложить?

– Отдельно хочу отметить выступление представителя компании «ТМХ Интеллектуальные системы» Павла Мащенко, который рассказывал об интеллектуальных системах для управления подвижным составом в опасных зонах промышленных предприятий. Ключевая задача данной системы – повышение безопасности производства за счет систем обнаружения препятствий и видеоконтроля при движении вагонами вперед. Установленная на оборудовании, она помогает избежать несчастных случаев при движении состава вагонами вперед: распознает людей, габариты движения и все, что находится в этих габаритах, и передает сигнал машинисту. Естественно, что эта система заинтересовала и наших железнодорожников, и шахтеров. Тема очень актуальная в разрезе безопасности движения, а если смотреть немного в будущее, то и для перспективы развития. Если на шахте «Естюнинская» будет организована дистанционная локомотивная откатка при выходе шахты на максимальную производительность на горизонте минус 240 метра – 1 200 000 тонн руды ежегодно, – такая система будет весьма востребована. Естественно, что вывезти такой объем мы сможем лишь при условии идеального состояния железнодорожных путей и локомотивов. Уже сейчас началась работа в этом направлении: принято решение о ликвидации железнодорожного пути на базисный склад. Часть демонтированных рельсов – Р65 – получат путейцы ПЖТ, и более трех погонных километров рельсов шириной Р50 достанутся «Естюнинской». Этого хватит, чтобы полностью привести в порядок железнодорожный путь на горизонте минус 240 метра.

– Какие еще разработки показались интересными нашей делегации?

– Одна из ключевых тематик Сеймартека касалась геометаллургии, а конкретно – четкого управления качеством. Для нас этот вопрос всегда оставался одним из приоритетных. Наиболее интересным был доклад представителя компании «Норильский никель» Андрея Гриценко об обеспечении мониторинга и контроля качества рудного сырья на всех этапах, начиная от планирования горных работ и заканчивая готовой продукцией. Для нас эта тема актуальна в приложении к производству ВОЦа. Сложность заключается в том, что ВОЦ принимает в переработку не моноруду, а руду из нескольких месторождений. Каждое из них – Высокогорское, Естюнинское, Гороблагодатское – имеет свой показатель обогатимости. Этот фактор очень влияет на процесс переработки в ВОЦе: на выход продукта, его качество и потери в хвостах. Естественно, что без системного мониторинга в такой ситуации не обойтись. Причем схожий проект уже пытались реализовать на ВГОКе: в 2002 году на конвейерах ВОЦа были установлены магнитометры, которые позволяли замерять содержание железа в потоке. Но тогда специалисты столкнулись с основной проблемой: у каждого вида руды были свои показатели обогатимости. В итоге оборудование работало не совсем корректно. А представленная «Норникелем» система позволяет контролировать и регулировать рудопотоки для максимальной экономической выгоды из содержания ресурсной базы. Будем обязательно развиваться в этом направлении. Тем более что разработок, позволяющих управлять качеством сырья, становится все больше. Так, например, компания «Диамант», также представившая свой доклад, разработала поточный нейтронный анализатор сырья, позволяющий определять около 25 элементов. Эта разработка на порядок дешевле уже существующих аналогов, работающих по другому принципу. Такой прибор установлен на ЕВРАЗ ЗСМК, с представителями которого мы находимся в постоянном контакте, и обязательно выясним, насколько корректно работает данный прибор и дает ли он весомый экономический эффект. Если нареканий нет, будем также рассматривать возможность его приобретения для нашего производства.

– Юрий Михайлович, судя по вашему рассказу, посещение Сеймартека дает конкретные результаты?

– Однозначно. Мы всегда фиксируем все идеи и проекты, применение которых возможно на нашем комбинате. Прорабатываем их, смотрим, где можно получить эффект при минимальных затратах, и всегда пытаемся реализовать эти инициативы. Нынешняя поездка – не исключение. Очень много актуальных тем, интересных проектов, живое общение с коллегами – все это стимулирует дальнейшее движение вперед.

Юлия Григорьева.