Выстраивать схему отгрузки технологических отходов производства из накопительных емкостей ЛАЦа с каждым годом становится все сложнее. Тем не менее, специалисты ЦПТО исхитряются продумывать дорожную карту на каждый текущий сезон.
Побывав в очередной раз на Иванихе, я убедилась, что работа здесь организована прекрасно. Впрочем, по-другому и быть не может: ЦПТО отгружает это сырье из года в год, опыт наработан огромный. Сегодня, кроме обязательного экскаватора, в технологическом процессе задействованы КамАЗы автоцеха и трактор ЦПТО с прицепом в виде поливальной машины. Для тракториста Александра Бородина нынешний сезон на Иванихе – первый.
– Я устроился в ЦПТО четыре месяца назад, и это первое мое место работы, – рассказывает Александр. – Заканчиваю сейчас обучение в Высокогорском многопрофильном техникуме по специальности «Машинист дорожных и строительных машин» и решил заранее подумать о будущем месте работы. Еще во время практики в ЦПТО мне очень понравилось в этом подразделении. Сразу появилось желание здесь работать, поэтому решил не откладывать дело в долгий ящик, и, еще продолжая обучение, устроился на ВГОК. Сейчас начался летний сезон, отгрузка сырья Иванихи. Мне доверили полив дорог. Жара в этом году пришла рано, поэтому дорогу поливаю практически весь день.
– Молодежь в цехе очень нужна, – поддерживает своего подопечного мастер по технологии и ремонтам Игорь Плеханов. – К тому же тракторист у нас в прошлом году рассчитался, так что мы Александру рады. Он – парень старательный. Надеемся, что впоследствии пройдет обучение на управление колесным экскаватором. Такая техника у нас тоже имеется.
Присутствие Игоря Плеханова на шламохранилище Иванихи неслучайно – он руководит процессом отгрузки сырья уже несколько лет, прекрасно изучил все проблемные места этого участка. Одно из них – выработка № 4. Казалось бы, именно в ней находится самое богатое сырье – по словам Плеханова, от 40 до 50 процентов, но взять его не так-то просто.
– В прошлом году мы построили технологические дороги в этой выработке, но только там, где сырье успело подсохнуть, – рассказывает мастер. – Отработали выработку больше чем наполовину, но дальше не смогли продвинуться, потому что там была жижа. Мы рисковали утопить в ней технику. В этом году, вернувшись к отработке емкости № 4, начали с эксперимента. Опробовали два варианта строительства технологических дорог в таком капризном месте, и оба они сработали. Так что теперь продолжаем отгружать сырье из этой выработки.
Вторая сложность заключалась в том, что нынешний сезон Иванихи начался особенно рано – с конца апреля. Обычно в мае специалисты ЦПТО занимаются строительством технологических дорог и лишь затем приступают к отгрузке сырья. В этом году обе задачи пришлось решать одновременно.
Третья сложность шламохранилища носит потенциальный характер и заключается в том, что выработки стали очень медленно заполняться. Если раньше хватало одного сезона, чтобы к лету наполнить одну из емкостей, то теперь емкость № 6 заполняется уже в течение двух сезонов, и при этом до сих пор наполовину пуста.
– Но у нас есть неприкосновенный запас, – комментирует начальник ЦПТО Сергей Кулеш. – Будем частично отрабатывать емкости № 7 и № 8. Эта возможность появилась после того, как мы перенаправили поток воды в аварийную емкость по новой трассе, в обход этих выработок. Места эти мы раньше вообще не трогали, потому что они были затоплены водой. Сейчас они обезводились, и в скором времени мы сможем взять из них сырье. В нынешнем сезоне мы без особых препятствий справимся с планом. Сырье пока есть, и качество его остается приемлемым.
В течение весенних месяцев было отгружено в общей сложности более 8 000 тонн шламов. Июньский план по Иванихе – высокий: порядка 11 000 тонн. При этом годовой объем отгрузки составляет 27 000 тонн, то есть уже к июлю ЦПТО планирует справиться с заданием на две трети.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ