Сентябрь стал для «Южной» прорывным. Во-первых, это второй месяц нынешнего года, когда шахте удалось справиться с планом. Кроме сентября, таким же удачным был май. Во-вторых, в сентябре «Южная» выдала ­на-гора максимально большой объем рудной массы – 158 061 тонну. Чтобы добиться такого результата, постарались все службы и участки. Есть в этой маленькой победе и заслуга участка внутришахтного транспорта (ВШТ) № 5.

Маленький праздник

Участок ВШТ является по сути обслуживающим – обеспечивает нормальное состояние железнодорожных путей, наличие вагонеток, откатку руды из выработок, работу подъемных установок и прочее. Спектр задач – самый разнообразный, может, потому и участок этот на «Южной» самый большой – 180 человек. Руководит им Александр Морозов – опытный, уверенный шахтер. Он и сопровождает меня в шахту.

К копру идем через улицу, потому что кровлю надшахтного здания копра «Южная-1» ремонтируют подрядчики. Это здание, как и все копры и стволы, тоже находится в обслуживании участка ВШТ, так что у Морозова, можно сказать, маленький праздник – дождались ремонта.

– Кровля пребывала в плачевном состоянии, – рассказывает Александр Николаевич. – Плиты, которыми она была перекрыта, уже лопались. Ремонта мы добивались давно, и в середине сентября подрядчики приступили к работе. Объем большой – отремонтировать надо порядка 624 квадратных метров крыши. Половина уже сделана.

А большие ворота в здании копра «Южная-2» участок ВШТ восстановил уже собственными силами, чтобы по максимуму утеплить помещение к предстоящей зиме.

На радость машинистам электровозов

Пока спускаемся в шахту, я выясняю, что на «Южной», кроме строящегося минус 320-го и рабочих минус 160-го и 240-го горизонтов, есть еще и минус 480, на котором сегодня работает одна из бригад ВШТ.

– Это небольшой, но технологически очень важный горизонт, – объясняет Александр Морозов. – На нем собирается вся просыпь, которая идет по стволу. Кроме того, эта выработка соединяет два ствола: «Новая-Вентиляционная» и «Южная-2», и именно на ней находится насосная главного водоотлива. Сегодня бригада участка ВШТ как раз занимается на этом горизонте чисткой узла просора: выдает вагонами по стволу в клети просыпь с минус 480 на минус 240.

Но мы выходим из клети на 240 горизонте, где находится депо по ремонту железнодорожного оборудования. Туда и направляемся. Идем вдоль отремонтированных железнодорожных путей, которые еще весной участок ВШТ привел в порядок.

– У нас получилось отремонтировать на минус 240 горизонте порядка 400 метров железнодорожного пути – от вагоноопрокидывателя до второго погрузочного штрека, – комментирует Морозов. – И на горизонте минус 160 метра тоже частично привели дорогу в порядок: заменили самые убитые участки пути, в общей сложности около 150 метров. Дорожно-путевые рабочие постарались. У них одна из самых сложных и неприятных задач – ремонтировать пути в погрузочных штреках, где грязь и вода стоят по самую головку рельса. Зато машинисты электровозов теперь не нарадуются.

Машинисты электровозов тоже, кстати, относятся к участку ВШТ, то есть железную дорогу участок приводит в порядок для себя. Основной упор делают на минус 240 горизонт, где сейчас идет большой объем добычных работ. Но и о минус 160-м стараются не забывать. В итоге сходов на «Южной» немного, да если и случаются, то не всегда из-за состояния железнодорожных путей. К тому же и с поставкой материалов, по словам Морозова, начиная с лета, – все превосходно.

Быстрее выкатить вагон

Депо по ремонту железнодорожной техники – еще одно отделение участка ВШТ. Сегодня на смене – электрослесари по обслуживанию и ремонту оборудования Евгений Овечкин и Илья Назаров, ремонтируют очередной вагон. Работа у ребят поставлена на поток: за смену они успевают привести в порядок от двух до четырех вагонов, в зависимости от сложности поломки. В основном не выдерживают нагрузки колесные пары.

– На этот вагон устанавливаем новые подшипники и новую колесную пару, – рассказывает Евгений. – С запчастями у нас хорошо. Подшипники приходят новые, а колеса мы наплавляем сами. На минус 160 горизонте у нас стоит наплавочная машина, поэтому проблем с колесными парами нет. К тому же иногда и новые колеса получаем.

– Относительно новые, – поправляет Александр Морозов. – Мы работаем с Волчанским механическим заводом, где производят замену бандажей на наших колесных парах.

Объемы добычи у «Южной» большие, поэтому и вагонов требуется много. Поставить вагон в ремонт на длительное время – непозволительная роскошь. Однако нехватка «тары» под руду постепенно начинает восполняться.

– Нам привезли шесть совершенно новых вагонов, и еще четыре мы ожидаем в ближайшее время, – сообщает Александр Николаевич. – Кроме того, бакальские шахтеры отдали нам 10 вагонеток, которые нуждаются, правда, в серьезном ремонте. Надо футеровать кузова, варить лопнувшие рамы, приводить в порядок буферные устройства. В шахтных условиях такой ремонт займет массу времени, которого у нас нет. Ремонт собственных вагонов действительно поставлен на поток: ребята заранее перебирают и готовят колесные пары, чтобы в случае поломки быстро произвести замену и опять выкатить вагон в работу. Поэтому бакальские вагонетки ремонтировать будут подрядчики.

– Кроме вагонов, мы и электровозы ремонтируем, – замечают электрослесари. – Это, конечно, задача более сложная, но справляемся. Глаза боятся, а руки делают.

Евгений Овечкин и Илья Назаров – молодые, но уже квалифицированные кадры. А в целом на участке, по словам Морозова, много молодежи – порядка 70 процентов.

– Молодежь – это хорошо, главное, чтобы обучаться хотела, квалификацию повышать, потому что квалифицированных кадров не хватает. Стволовые, машинисты подъемных машин – это наш постоянный контингент, а вот среди электрослесарей, слесарей и дорожно-путевых рабочих большая текучесть кадров. Наш участок считается вспомогательным, поэтому и зарплаты у нас поменьше, и идут к нам не очень охотно.

Методичная работа

Однако обеспечивает вспомогательный участок огромный фронт работы. Кроме уже названного, на совести Морозова лежит работа дробильно-скипового комплекса и вагоноопрокидывателей. Их текущие и профилактические ремонты бригада дробильно-скипового комплекса умудряется проводить в максимально сжатые сроки – за час перед началом добычи и перед выдачей руды на-гора.

– Есть на участке и группа специалистов по ремонту контактной сети, – продолжает Александр Морозов. – Они сейчас как раз монтируют контактную сеть на горизонте минус 320 метра. А бригады энергетика и механика занимаются обеспечением ремонта и техническим обслуживанием подъемных машин и стволов шахты.

Поднявшись из недр шахты, мы едем еще выше – на отметку 20 метра, где разгружаются скипы. Здесь оживленно. Во-первых, приехали дефектоскописты лаборатории физических методов контроля, они проводят магнитную дефектоскопию канатов.

Роман Черкасов.
Роман Черкасов.

– Таким образом мы проверяем канаты на порывы, – поясняет механик участка Роман Черкасов. – После навески нового каната магнитная дефектоскопия проводится через год, далее – через каждые полгода.

Во-вторых, на участок поступили новые затворы скипов. Их замена планируется с 4 по 7 ноября.

– Старым затворам уже почти четыре года, износ большой, поэтому новым затворам, конечно, рады, – продолжает Роман Николаевич. – Подняли их на отметку и приготовили к замене. Такой монтаж мы производим уже не в первый раз, работа особой сложности не представляет.

На этом экскурсия закончена. А вывод вполне закономерный: второстепенный обслуживающий участок ВШТ полностью обеспечивает откатку и выдачу рудной массы на поверхность. И как бы хорошо ни работали добычные участки, плановые показатели учитываются по рудной массе, выданной на-гора. По мнению начальника шахты Сергея Калимулина, именно бесперебойная работа скиповой подъемной установки позволила выполнить в сентябре столь внушительный план. Что ж, время брать новые вершины, потому что октябрьский план «Южной» еще более оптимистичный – 162 200 тонн.

Юлия Григорьева.
Фото автора.