В Лебяжинском аглоцехе идет второй этап капитального ремонта экскаватора ЭКГ № 5.
Одна из главных задач Лебяжки в этом году – привести в порядок экскаваторный парк. Летом мы писали о ремонте экскаватора № 108, затем удалось привести в порядок 110‑й. Экскаватор № 105 планировали отремонтировать еще в июле, но очередь до него дошла только сейчас. Его, как и другие экскаваторы, ремонтирует собственная ремслужба участка шихтовки рудных и нерудных полезных ископаемых под руководством старшего мастера Сергея Чуприкова.

– С запчастями проблем нет, все привезли, – рассказывает Чуприков. – Сейчас людей не хватает. Участок у нас большой, оборудования на нем много. Помимо текущего капитального ремонта нам надо обслуживать все это оборудование, такова наша основная обязанность. Вот сегодня с утра занимались заменой подъемного каната на 108 экскаваторе, а к капитальному ремонту 105‑го вернулись только после обеда. Приходится постоянно отвлекаться на обслуживание технологического оборудования, из‑за этого ремонт экскаватора затягивается.

Верхняя часть экскаватора стоит, поднятая на домкратах. На ней уже восстановлено посадочное место под центральную цапфу. Эту сложную работу выполнили подрядчики из «Композита», которые дважды проточили и наплавили цапфу. Нижнюю, ходовую часть ребята выкатили для дальнейшего ремонта. Уже заменили на ней венцовую шестерню.
– Шестерня пришла без крепежных отверстий, и сверлили их подрядчики-поставщики, – продолжает Сергей Чуприков. – Сейчас монтируем рельс. А до того, как экскаватор прибыл на место ремонта, мы привели в порядок механизм хода – перебрали бортовые редукторы, заменили приводные колеса. Произвели ремонт механизма напора. Ремонт действительно капитальный – приведем в порядок все узлы и механизмы экскаватора.

Глядя на эту страшную груду металла, сложно представить, что ее можно отремонтировать. 105‑й – самый старый лебяжинский экскаватор. Верхняя его часть – 1964 года выпуска, нижняя значительно моложе, ее меняли в 1990‑х. Но Чуприков с командой уверены, что после капитального ремонта машина еще послужит, особенно если не подведет качество запчастей. Команда, надо сказать, невелика: бригадир Максим Лейнвебер, слесарь Эдуард Шерстнев и сварщик Сергей Брагин.

Сергей Брагин.
Сергей Брагин.

– Максим Иванович и Эдуард – высококвалифицированные слесари шестого разряда, – замечает Чуприков. – А таких сварщиков, как Сергей Брагин, нам не хватает, потому что сварочной работы очень много. В целом для такого большого объема работы людей совершенно недостаточно.

Однако в том же ВОЦе ремонты экскаваторов производят подрядчики, а на Лебяжке участок шихтовки рудных и нерудных полезных ископаемых все‑таки сохранил собственную ремслужбу.

– И не просто сохранил, – отмечает начальник участка Дмитрий Тремясов. – У нас работают молодые и грамотные ребята, потому что осилить капитальный ремонт экскаватора – задача для высококвалифицированных кадров.

Что же касается ремкуста ЛАЦа, то его кадровые ресурсы, по словам заместителя начальника цеха по ТО и Р Айка Арутюняна, практически на нуле: выслать на подмогу на ремонт экскаватора некого.

– В таких условиях работать без подрядчика очень сложно, – уверен Айк Амаякович. – Одна и та же немногочисленная бригада занимается и подготовкой запчастей, и непосредственно ремонтом. Это, естественно, сказывается на сроках.

Привести экскаваторы ЛАЦа в работоспособное состояние важно еще и потому, что в октябре Лебяжка получила серьезный производственный план. Кроме постоянных железофлюса для НТМК и агломерата для ЧМК, в этом месяце началась отгрузка офлюсованного концентрата и охлажденного агломерата для ЗСМК. Охлажденный агломерат лебяжинцы не производили уже два года, а один из основных этапов его подготовки к отгрузке – охлаждение на резервном складе методом переконусовки. Без экскаватора выполнить эту задачу невозможно. А ведь есть и другие задачи: подготовка смеси для шихты и отгрузка ВКШ. Экскаваторный парк ЛАЦа никогда не простаивает без дела, причем на протяжении многих десятилетий, поэтому и ремонтировать машины приходится довольно часто.

Юлия Григорьева.
Фото автора.