В сентябре на шахту «Естюнинская» пришел ХХI век. Он спустился на горизонт вместе с самоходной буровой проходческой установкой нового поколения.

Давно я хотела взглянуть на эту машину «вживую». Да что я, вся шахта ходила смотреть на это чудо техники после того, как буровую проходческую установку спустили в разобранном виде на горизонт минус 240 метра, далее транспортировали до депо и вновь собрали. Туда, в депо по ремонту подвижного состава, я и направляюсь в сопровождении главного инженера «Естюнинской» Евгения Брылякова. По пути Евгений Борисович рассказывает, как доставляли проходческую карету:

– Спускали мы ее в течение недели: в ночную смену опускали детали, в утреннюю доставляли до места. Эту работу выполняли участок ВШТ и служба главного механика. От клети ствола «Естюнинская» узлы машины везли волоком на металлическом листе, так называемой пене. Общий вес проходческой кареты – порядка 18 тонн, а самая тяжелая деталь весит 7 тонн, поэтому пену доставляли два электровоза. В течение двух недель установку собирали представители фирмы-производителя «Машиностроительный Холдинг». Наш механик по ремонту горно-шахтного оборудования Сергей Силантьев буквально не отходил от подрядчиков во время сборки.

Самоходная проходческая карета.
Самоходная проходческая карета.

Карета впечатляет прежде всего своими размерами – 12 метров длиной, высота кабины регулируется. Сама кабина не застеклена. Как сообщил Брыляков, это самый простой вариант: без стереосистемы и кондиционера. Но сколько же здесь всяческих датчиков, тумблеров и «примочек»! Один пульт отвечает за управление дизельным двигателем, другой – за управление стрелой с перфоратором, показания работы двигателя и гидравлической системы выводятся на мониторы. Есть встроенный «Керхер», чтобы помыть машину, огнетушитель тоже входит в комплект, термометр, который показывает температуру масла, дистанционный пульт управления и прочее. Рассматривать машину можно долго. Впечатляет, конечно, и цена самоходной проходческой установки – на сегодня такая машина стоит порядка 41 миллиона рублей. Неудивительно, что, когда подрядчики после сборки запустили установку, посмотреть, как она сверкает и пиликает датчиками, собралась вся шахта. Сейчас машина замерла в ожидании длинного трудового пути, который начнется, видимо, не раньше середины октября.

– На днях нам должны привезти и установить на машину гидроперфоратор, и тогда она будет полностью укомплектована, – сообщает Евгений Брыляков. – Но главным образом нас сдерживает другой момент: мы ожидаем поставку самозакрепляющихся анкеров СЗА, чтобы затем при помощи самоходной установки начать крепить горную выработку участка технического перевооружения, в которую она зайдет. Анкера обещают в середине октября. За две недели мы их установим, а как раз к концу октября подрядная организация, которая занимается капитальным ремонтом второй самоходной машины – погрузочно-доставочной, обещает поставить отремонтированную технику на шахту. В начале ноября мы планируем приступить к полноценным проходческим работам с помощью новой самоходной техники.

Подготовка выработки участка технического перевооружения для новой техники – это отдельный разговор. Выработку пришлось расширять до проектных размеров. Чтобы оценить эти размеры, достаточно сказать, что поперечное сечение обычных буровых выработок «Естюнинской» составляет 9 квадратных метров, поперечное сечение полевого штрека горизонта минус 240 метра, грубо говоря, его главного тракта – 11 квадратных метров. Для самоходной техники необходимы выработки с поперечным сечением от 14 до 18 квадратных метров. Одна такая выработка – откаточный орт № 4 – уже подготовлена к проходке.

– С этого орта мы начинаем работу первого участка технического перевооружения шахты «Естюнинская», – констатирует Брыляков.

Мы стоим на пороге орта, пройденного силами проходческого участка, возглавляемого Андреем Романовым. Работники участков № 2 и № 8 были здесь три месяца: срезали старые скреперные полки, демонтировали крепление, провели ряд взрывных работ, разбурили выработку, увеличив ее размеры. Такого орта я еще не видела – это целая пещера. Главное же, она соответствует габаритам самоходной техники. А недалеко от выработки уже построен скреперный полок для погрузки горной массы в вагоны. Дело за малым – дождаться погрузочно-доставочную самоходную машину, которая будет доставлять горную массу из 4 орта до полка.

Самого Романова, который как всегда на передовой со своей командой, тоже встречаем на минус 240-м. Проходчики чистят одну из зашламованных выработок. Кстати, именно за проходческим участком будет закреплена новая самоходная техника.

– Я видел, как работает такая техника в городе Абаза, – комментирует Андрей Романов. – Жизнь заставляет и нас осваивать оборудование нового поколения. У нас просто нет других вариантов – старая технология отжила свое. А в новой технологии многое для нас еще неизвестно и непонятно. Я, например, впервые за 20 лет на шахте проходил выработку такого большого сечения. Тут надо отдать должное бригаде Алексея Бессонова – ребята справились со своей задачей. Теперь надо закрепить выработку, и если придут самозакрепляющиеся анкера СЗА, с которыми мы никогда не работали, то нам опять придется осваивать новую для нас технологию крепления. Будем учиться. У нас нет другого выхода, и, думаю, большая часть коллектива это уже понимает.

Говорят, что учиться никогда не поздно, хотя и не всегда хочется. Может быть, поэтому коллектив «Естюнинской» без особого энтузиазма относился к инициативе руководства шахты по переходу на самоходную технику. Да и не верили в то, что инициатива эта когда-нибудь станет реальностью. Дескать, помечтает начальство и успокоится, будем работать, как отцы наши работали. Появление самоходной проходческой установки на горизонте шахты кардинально изменило ситуацию: желающих обучаться управлению новыми машинами оказалось даже больше, чем нужно.

– Мы отобрали 15 самых лучших, ответственных работников с разных участков, – поясняет Евгений Брыляков. – Сейчас они проходят обучение в автошколе, где получат соответствующую категорию Гостехнадзора С-Д. Семь человек обучаются на управление проходческой машиной, и восемь – на управление погрузочно-доставочной машиной. Кроме того, к нам переводятся два специалиста из режевского АО «Сафьяновская медь», которые имеют опыт работы на самоходной проходческой установке. В последующем будут востребованы и другие желающие пройти обучение. Пришло время расставаться с дедовским оборудованием и большой долей физического труда.

Юлия Григорьева.

Фото автора.