В Лебяжинском аглоцехе прошел ремонт 108-го карьерного экскаватора ЭКГ5А, на очереди – 105-й и 110-й.

– Недавно мы получили все необходимые запчасти для ремонта экскаваторов, и теперь у нас есть возможность привести в порядок весь наш экскаваторный парк, – рассказывает заместитель цеха по ТО и Р Айк Арутюнян. – 108-й уже отремонтирован, заменили на нем ходовую часть и втулки. Ремонтом занималась бригада старшего мастера Сергея Чуприкова. Андрей Белобородов, Григорий Мартынов, Сергей Брагин, Максим Лейнвебер – все ребята молодцы. Ремонт экскаватора – дело сложное, требует коллективного подхода, потому что запчасти – крупногабаритные. Разбирали экскаватор вручную, только для сборки получилось заказать и использовать автокран. Скоро поставим на капитальный ремонт 110-й, а в последней декаде июля очередь дойдет и до 105-го. Параллельно поставить на ремонт все три экскаватора мы не можем: выгрузка на резервном складе отходов металлургического производства с НТМК не должна прекращаться.

Получается, что от стабильной работы лебяжинских экскаваторов зависит не только производство важнейшей продукции – железофлюса, но и непрерывное производство НТМК.

– После ремонта мы поменяем местами 105-й и 108-й экскаваторы, – комментирует заместитель начальника ЛАЦа по производству Евгений Комаров. – 108-й отправится на резервный склад для подготовки смеси для шихты, которая используется при производстве железофлюса, а 105-й – на открытый склад ЛАЦа для отгрузки ВКШ. Надо сказать, что нагрузка на технику на этих складах несопоставимая: если ВКШ мы получаем ежемесячно около 5 000 тонн, то объем перерабатываемой смеси составляет порядка 100 000 тонн. Решили самый старый наш 105-й экскаватор поберечь. Тем более что условия работы на резервном складе для техники очень тяжелые – даже при ежедневной смазке экскаваторы не выдерживают повышенной запыленности.

Легко сказать: «Поменяем местами», на деле же 108-й отправится на новое место дислокации своим ходом. Расстояние, которое ему предстоит преодолеть, – порядка 650 метров. Если учесть, что карьерные экскаваторы вообще не предназначены для длительных прогулок, протяженность пути просто огромная. К тому же и маршрут не из легких. Его проработкой и подготовкой сейчас занимается участок шихтовки рудных и нерудных полезных ископаемых.

– Экскаватору предстоит пересечь шесть железнодорожных путей, – рассказывает начальник участка Дмитрий Тремясов. – Для карьерного экскаватора это огромное испытание, поэтому мы установили на нем новые втулки, электрики провели ревизию оборудования. При перегоне отключим в нескольких местах контактную сеть, одну трассу 6 кВ, чтобы исключить вероятность аварии, если экскаватор заденет провода. Для переезда железнодорожных путей будем везде укладывать шпальный настил. И уже сейчас мы приводим в соответствие дорогу, которая по габаритам должна быть не менее 6,5 метра шириной. Приходится на два метра ее расширять и укреплять края, чтобы экскаватор не «пополз» по траве и глине.

Я стала свидетелем того, как идет отсыпка узкого места дороги, по которой пройдет самая крупная спецтехника ВГОКа. В работе задействован погрузчик автоцеха, а руководит ею на месте мастер участка Дмитрий Попов. За рычаги машины во время перегона сел самый профессиональный и уверенный машинист экскаватора Игорь Шишов.

– Экскаватор перегоняли в три этапа в течение трех дней, – рассказал позже Евгений Комаров. – Для выполнения этой задачи потребовались согласованные действия служб трех цехов: ЦС и П, контактной службы ПЖТ и Лебяжинского аглоцеха. Останавливать железнодорожное движение на площадке нельзя, поэтому специалисты сразу после прохождения экскаватором одного из участков восстанавливали работу контактной сети и линии 6 кВ. За содействие мы особенно благодарим начальника участка ЦС и П Игнатия Морозова и начальника участка контактной сети Виталия Ручкина. Второй этап, когда экскаватор переезжал 41 и 42 железнодорожные пути, затянулся на целый день. Во-первых, пришлось преодолевать подъем в гору, а во-вторых, после недавнего ремонта 41 пути щебень еще не слежался, и экскаватор начал проваливаться. Работники участка шихтовки рудных и нерудных полезных ископаемых нашли железные шпалы и сделали из них настил, чтобы машина могла преодолеть это место.

Со всеми сложностями лебяжинцы справились. Днем 23 июня экскаватор спустился в забой и встал на свое рабочее место. Машину опробовали, и уже ночью она начала отгружать сырье. А 110-й экскаватор встал, в свою очередь, на ремонт.

Юлия Григорьева.
Фото автора.