Выдача руды на поверхность была остановлена на «Южной» более чем на месяц. С 24 марта, как только были устранены все неполадки энергетического оборудования скиповой подъемной машины МК 4х4 ствола ш. «Южная-2», шахта вошла в обычный режим работы.

Проблемы начались 15 февраля с выхода из строя якоря генератора скиповой подъемной установки. Якорь был отправлен в специализированную подрядную организацию на капитальный ремонт. Согласно приказу генерального директора ВГОКа, выдача руды на «Южной» должна была возобновиться 17 марта. Но подрядчики задержались с ремонтом, и якорь «Южная» получила только вечером 19 марта. Монтаж оборудования удалось провести в предельно сжатые сроки: утром 21 марта, на сутки раньше графика, генератор был готов к запуску. Однако проблемы на этом не закончились.

– После запуска генератора мы столкнулись с его повышенной вибрацией, – рассказывает главный энергетик ВГОКа Евгений Рябков. – Поскольку машина находится на гарантийном обслуживании, на шахту был вызван представитель ОАО «Концерн «Уралэлектроремонт». Генератор был отбалансирован, но сопротивление изоляции подъемного двигателя оказалось низким. Видимо, во время простоя изоляция впитала в себя слишком много влаги, поэтому было принято решение о ее сушке на холостом ходу.

Далее генератор был запущен в работу с пустыми скипами. Через сутки вновь проконтролировали изоляцию – сопротивление не выросло, а ток покоя составил около 300 ампер, что недопустимо для данного двигателя. Энергетическая служба «Южной» приступила к поиску неисправности.

– Ввиду сложности схемы управления и использования большого количества элементов провозились весь световой день, – продолжает Евгений Рябков. – Все время с нами работали специалисты ООО «Монтаж-Наладка», и неисправность – в цепях гашения поля – мы обнаружили и устранили. К 23 марта сопротивление изоляции двигателя увеличилось, и машина начала работать под нагрузкой. Однако при подъеме груженых скипов начала срабатывать система контроля изоляции главной цепи, что свидетельствовало о еще одной неисправности.

Сначала энергетики «Южной» провели испытания машины собственными силами, но ничего не выявили, поэтому пригласили для проведения испытаний специалистов электротехнической лаборатории ЦС и П города Кушва. Электронные приборы показали, что все параметры машины находятся в норме. Почему она при этом отказывается работать в нормальном режиме, было непонятно. В поисках причины энергетики перебрали массу вариантов, разбирали и собирали схемы и в конце концов приняли решение о вскрытии подъемного двигателя. Экспериментальным методом, выключая определенные узлы, энергетикам удалось определить причину неисправности: две поврежденные перемычки шунтовой обмотки, которые находились под основанием двигателя.

– Во время ремонта якоря за генератором ухаживали: обдували, контролировали сопротивление изоляции. Все параметры были в норме, и ничто не предвещало таких проблем при запуске, с которыми мы столкнулись, – резюмирует главный энергетик. – В поисках причины неполадки мы, конечно, задержали запуск оборудования в работу, и это – большой минус. Но при этом энергетическая служба «Южной», возглавляемая Олегом Николаевичем Приходько, и специалисты электролаборатории ЦС и П города Кушва проявили себя самым достойным образом, выявили неполадки собственными силами, а это – несомненный плюс. Ребята – все молодцы, работали быстро, квалифицированно, не жалея сил.

Сейчас «Южная» действует в нормальном режиме, выдает руду на-гора, стараясь наверстать упущенные дни и тонны. Неисправность генератора надолго затормозила работу шахты, однако «стелить соломку» в виде резервного генератора Евгений Рябков считает нецелесообразным. По его словам, машины таких габаритов и такой мощности крайне редко выходят из строя, при этом они являются эксклюзивными, изготавливающимися по конкретным чертежам, и стоимость их исчисляется десятками миллионов рублей.

– А вот резервный двигатель для агломашин нам, несомненно, нужен, – таково общее мнение и Евгения Рябкова, и главного электрика ЛАЦа Сергея Цыпушкина.

На прошлой неделе агломашина № 4 была также остановлена по причине внутренней неисправности электродвигателя – обрыва в цепи обмотки возбуждения. Этот простой никак не сказался на производстве. Электрики воспользовались 12-часовой остановкой «горячей» цепочки, которая была предусмотрена для восстановления изношенной ленты конвейера № 110.

– Ребята сняли двигатель, сняли с него задний щит, обнаружили плохой контакт и восстановили работоспособность машины, – комментирует Сергей Цыпушкин. – Хорошо, что неисправность была незначительной. А вообще наши двигатели эксплуатируются уже длительный срок. Электродвигатели на агломашине № 4 работают с момента ее запуска в 2004 году, на агломашине № 3 двигатели «моложе» лишь на четыре года. На приводе каждой агломашины установлено по два двигателя, они работают в паре. И если один из них неисправен, то агломашина эксплуатироваться не сможет. Нам необходим полноценный резерв.

Резервный двигатель у агломератчиков имеется, но он, по словам Сергея Цыпушкина, «хромой и больной» – сам требует серьезного ремонта. Его, конечно, можно «подлечить», отправив на ремонт в специализированную организацию, но тогда аглооборудование вообще останется без резерва двигателей. При этом надо учесть, что если для агломашины № 1, где привод проще, двигатель закупить – не проблема, то для 3-й и 4-й агломашин найти нужную марку электродвигателя не так просто. Но и оставаться без полноценного резерва, по мнению Сергея Цыпушкина, недопустимо.

Юлия Григорьева.