Лебяжинский участок ЦТА решил застарелую проблему агломератчиков – проведена реконструкция системы управления дозатором Schenck.

Агрегат немецкой фирмы Schenck Process Group, предназначенный для дозирования концентрата, профилактированного известью, появился в ЛАЦе в 2010 году. И за десятилетие эксплуатации, разумеется, полностью выработал свой ресурс. Нельзя сказать, чтобы дозатор не ремонтировали: пять лет назад на нем заменили источник питания и процессорную плату. Этим, собственно, и ограничилась модернизация оборудования. Все остальные работы касались механической части: например, замена датчика скорости и кнопок, вышедших из строя. То есть, радикально проблему не решали.

Около двух лет назад стало понятно, что дозатором нужно заниматься основательно: детали одна за другой выходили из строя – начиная от кнопок на пленочной клавиатуре. Вроде бы мелочь, но без нее особо не поработаешь. Тем более, число мелких неисправностей росло день ото дня. Количество поломок неизбежно перешло в низкое качество работы.

– Грузить приходилось частично на глазок, так что в итоге очень страдала точность дозирования, – резюмирует ведущий инженер-программист Алексей Кропачев. – В результате возникали большие ошибки при отгрузке: приходилось перепроверять вагоны на третьем пути, догружать их или выгружать. А это, сами понимаете, время – простои, оборот состава. Плюс необходимость постоянно регулировать дозатор, калибровать его. Ведь это конечная точка всей цепочки, и точность дозирования там нужна достаточно высокая – примерно один процент. В среднем вагон весит 65 тонн, то есть погрешность не должна превышать 650 килограммов.

Первая попытка привести в порядок дозатор состоялась примерно два года назад.

– Собрали мы шкаф, повесили оборудование, – вспоминает Алексей Юрьевич. – И тут выяснилось, что от электриков идут наводки – больше 100 вольт на кабель. Ни о какой работе тут речи быть не может. Шкаф чуть было не пожгли и оставили все до лучших времен. Пока разобрались, что и как, выяснилось, что для ремонта нет ни денег, ни людей…

В аварийном режиме Schenck проработал около двух лет, никак не меньше. Срок достаточно долгий, но тому есть как минимум две причины. Первая – глобальная: хронический дефицит финансов на комбинате. Вторая – локальная: ремонтом следует заниматься в теплое время года – все работы с кабелями проходят при температуре не ниже минус 10, в противном случае начнет ломаться изоляция.

В начале февраля 2020-го вышел из строя частотный привод, а следом за ним – частотный преобразователь. Тут уж всем стало ясно: так жить нельзя.

В конце мая, когда ЛАЦ прекратил отгрузку концентрата, профилактированного известью, ремонту был дан зеленый свет.

– Менять пришлось практически все, – рассказывает Алексей Кропачев. – Кроме частотника, заменили управляющий контроллер, весовой аналого-цифровой преобразователь, модули ввода-вывода, управляющие реле… В общем, от старого дозатора осталась только механика, тензодатчики и мотор-редуктор.

Надо сказать, что трудились над дозатором не одни лишь работники ЦТА. Вместе с ними в ремонте участвовали и электрики аглоучастка под началом старшего мастера Евгения Головских.

Важная деталь: в свое время комбинат пытался привлечь к ремонту дозатора специалистов из областного центра. Те выставили солидную цену: выше миллиона рублей. Ремонт силами ЦТА обошелся не в пример дешевле и коснулся не только замены деталей.

– Схему и шкаф мы разработали сами, – говорит Кропачев. – Как и программное обеспечение. Сейчас у оператора есть полноценное рабочее место.

Познакомиться с ним можно не отходя от компьютера – благо процесс сейчас полностью визуализирован. На мониторе отображаются дозаторы старой цепочки, которые грузят концентрат через роторный смеситель на конвейер № 59, затем следует конвейер № 61 и еще один смеситель, конвейер № 62, откуда концентрат попадает в дозатор и распределяется по вагону в виде шести равных по весу конусов – этим занимается компьютер.

После ремонта, разумеется, последовал тест-драйв усовершенствованного дозатора.

– Подогнали состав из пяти вагонов, загрузили, съездили на весы – выяснилось, что все хорошо. Затем была вторая провеска: еще один состав из пяти вагонов. По результатам испытаний объект был принят в эксплуатацию, – подводит итоги Алексей Кропачев.

Александр Кузьменков.

Фото Евгения Лошкина.