22 июня жители улицы Черных могли наблюдать необычную картину – погруженный на трал для перевозки большегрузной техники паровоз 9П проследовал со смотровой площадки ВГОКа на новое «место жительства» – возле АБК ПЖТ.

Теперь здесь находится целая экспозиция железнодорожной техники: паровозная колесная пара, которую три года назад железнодорожники случайно обнаружили на территории АБК и буквально отрыли из-под земли (с нее и начался этот маленький музей), тепловоз ТУ-7 1971 года выпуска, некогда обслуживавший узкоколейку Кедун-Быково – Висимо-Уткинск, думпкар и маневровый паровоз-танк 9П 1946 года выпуска, немало поработавший на железной дороге завода имени Куйбышева. Последний, по инициативе руководства цеха эксплуатации и не без помощи производственного отдела, переехал сюда несколько недель назад. Спустить эту машину весом 45 тонн со смотровой площадки ВГОКа оказалось непросто.

— В течение года мы делали несколько попыток доставить паровоз к АБК, — рассказывает ведущий инженер по техническим вопросам Андрей Фирсов. – Пробовали погрузить его на трал сначала одним 50-тонным краном, потом двумя – ничего не получилось.

— А в третий раз, когда в конце прошлого года нам в очередной раз выделили большегрузную технику, мы сами отказались от этой затеи – из-за гололеда решили перенести транспортировку паровоза на более теплый период, — комментирует заместитель начальника цеха эксплуатации Владимир Кашкур. – На съезде со смотровой площадки значительный уклон, кривые участки пути – не каждый водитель согласился бы ехать там, да еще с грузом и в гололед. Мы не стали рисковать.

Только в июне, получив в свое распоряжение два крана (в этот раз 50-тонный и 100-тонный), железнодорожники смогли, наконец, передислоцировать паровоз.

— Стропальными работами занимались начальник локомотивного депо Михаил Егоркин и его заместитель Алексей Чумаков, — продолжает Андрей Фирсов. – Профессионализму крановщиков тоже надо отдать должное: паровоз надо было не только погрузить на смотровой площадке, но и выгрузить возле АБК ПЖТ, где проходят многочисленные кабели и ЛЭП. Места для такой работы здесь мало, но машинисты кранов постарались – аккуратно выгрузили паровоз и поставили его на рельсы, которые мы предварительно уложили. Со смотровой площадки паровоз вывозили в сопровождении руководства подрядной организации «Логистика-НТ», выделившей технику. Подрядчики согласовывали этот перевоз с ГИБДД, хотя ехать по Черных совсем недалеко. Зрелище было впечатляющее: 50-тонный трал вывернул с Черных на улицу Максима Горького, аккуратно вписавшись в узкий поворот. Мы боялись, как бы паровоз не выпал, но он даже не покачнулся.

Теперь железнодорожники не спеша приводят в порядок свой новый экспонат.

— Закупили краску и уже начали обновлять внешний вид паровоза, — сообщает Владимир Кашкур. – Кроме того, необходимо произвести некоторые сварочные работы, поскольку железо отдельных конструкций, в частности, тендера, пришло в негодность. Хотим успеть к профессиональному празднику – время у нас есть.

Маневровый паровоз-танк 9П, предназначенный для перевозки небольшого объема вагонов, в период 40 – 50 годов прошлого века был машиной достаточно распространенной. Сегодня он стал раритетом. Не зря же руководство РЖД и даже частные коллекционеры делали запросы о его приобретении у ВГОКа.

— Я бывал в паровозном музее Нижнего Новгорода, где представлено очень много образцов, но такого экспоната там не видел, — припоминает Владимир Кашкур.

Зато в Нижнем Тагиле целых три паровоза 9П: на территории музея-завода имени Куйбышева, возле УЖДТ НТМК и теперь – возле ПЖТ ВГОКа. Если учесть, что, по данным Википедии, в музеях России сохранилось 12 таких паровозов, а 35 стали памятниками, можно сказать, что Нижний Тагил богат на 9П как ни один другой город.

Итак, к профессиональному празднику, который выпадает в этом году на 2 августа, железнодорожники сделали себе традиционный подарок – пополнили свой музей. Но, может быть, на паровозе они остановятся?

— Не знаю, — с сомнением в голосе высказывается Андрей Фирсов. – Дело в том, что в нашем парке локомотивов есть два электровоза 4КП 40-х годов, они до сих пор находятся в эксплуатации. Один из них произведен в Германии в 1946 году. А второй сделан в Советском Союзе, в Новочеркасске, год спустя, видимо, по немецким чертежам. С предложением выкупить эти машины к нам тоже уже обращались. Но мы надеемся уложить возле АБК еще одну колею, и, когда «пенсионеры» уйдут на покой, представив в нашем небольшом музее электровозное движение.

Юлия Григорьева.

Фото Евгения Цыганова.