Виктор Баженов.Отремонтированных тяговых двигателей, необходимых для полноценной профилактики электровозов, в ПЖТ по-прежнему не хватает. В то же время сейчас в строю находится почти весь локомотивный парк предприятия. Как удается своевременно выпускать машины на линию, рассказывают работники депо по ремонту локомотивов.

В депо оживленно – идет к завершению ремонт электровоза 062. Причина аварийного захода в депо – отгоревший наконечник силового вывода на щеткодержатель тягового двигателя. Поломку устранили максимально оперативно, осталось провести испытания. В пневмосистему электровоза подается воздух, и локомотив «трубит» на все депо – непроизвольный сигнал. Испытания проводят машинист-инструктор и машинист электровоза: под высоким напряжением, в поездном и маневровом режимах проверяют все позиции. Электровоз для этого отгоняется под депо. Пока идут испытания, начальник депо по ремонту локомотивов Михаил Егоркин делится наболевшим. Проблема, в общем-то, одна – дефицит запчастей.

– Поставки запчастей идут, но, конечно, не в тех объемах, которые необходимы. Если еще год назад квартальная заявка депо для обслуживания и содержания локомотивного парка составляла порядка 2,5 миллиона рублей, то сейчас выполняются только остро необходимые позиции, без которых локомотив либо стоит, либо вот-вот остановится. А с ремонтом тяговых электродвигателей, который для нас производят подрядные организации, дела обстоят еще хуже – две очереди долгов. При этом все двигатели, требующие ремонта, отправлены подрядчикам, но получаем мы отремонтированный двигатель по договоренности после оплаты. На данный момент четыре электровоза нуждаются в тяговых двигателях, а резерва у меня, как видите, нет, – показывает Михаил Александрович на зону складирования исправных агрегатов.

Там сиротливо стоят три преобразователя, все электродвигатели – в работе. Вот уж точно запас карман не тянет, потому что его просто нет.

– Остро стоит вопрос по бандажам для колесных пар, – продолжает Егоркин. – Вот сейчас у меня стоит под депо электровоз 020, он имеет браковочные размеры колесных пар – превышен предельно допустимый их износ. Все колесные пары надо менять. Мы формируем их своими силами – насаживаем новые бандажи. Бандажи в заявке есть, но их не везут. В итоге полностью исправный электровоз уже месяц стоит в ожидании ремонта. Постараемся все-таки сформировать для него колесные пары из материалов, бывших в употреблении. Но на подходе еще один электровоз с такой же проблемой – 063, который отдан в аренду НТМК. В марте, если нам не закупят бандажи, он также будет остановлен в связи с критичным износом колесных пар. Остальные 12 локомотивов – относительно исправны. Относительно, потому что каждая машина требует внимания и замены массы запчастей. А квартальные заявки в связи с их регулярным недовыполнением каждый раз становятся все длиннее – до 150 позиций.

Пока мы беседуем, электровоз 062 вновь возвращается в депо: испытания показали, что требуется доработка.

– Мы обнаружили небольшую неисправность, сейчас ее устраним, – уверенно обещает слесарь по ремонту электрооборудования Виктор Баженов.

Виктор Николаевич работает в локомотивном депо 46 лет и пользуется здесь огромным авторитетом.

– Это наш лучший и в каком-то смысле единственный специалист по ремонту электрооборудованию. Если соберется вдруг на пенсию, не знаю, как мы будем справляться, – считает Михаил Егоркин.

– Уж если Виктор Николаевич не может по электрочасти что-то отремонтировать, значит, никто не сможет, – убежден старший мастер по ремонту локомотивов Алексей Чумаков.

Сам же Баженов, несмотря на грандиозный опыт и бесспорный профессионализм, человек скромный и подобные мнения о себе не принимает:

– Я не смогу – другой сделает. Бывают действительно сложные моменты – ищешь, в чем проблема, и не видишь, а другой электрик подойдет и сразу свежим взглядом ее распознает. Конечно, молодые обращаются за советом, и я всегда стараюсь помочь. У нас никто никому в помощи не отказывает, потому что коллектив – хороший. Я столько лет здесь работаю, в том числе из-за коллектива. Прежних-то работников уже почти никого не осталось, а коллектив все равно хороший – без скандалов и ругани живем.

– То, что в депо до сих пор работают такие специалисты, как Виктор Николаевич Баженов – это огромный плюс, – подчеркивает Михаил Егоркин. – Есть и другой плюс – к нам начали устраиваться молодые кадры. Пришел электрик с удостоверением по профессии, то есть предварительно обучать его не надо. Прошел стажировку по четвертому разряду и буквально на днях уже приступил к самостоятельной работе. Пришли слесари по ремонту подвижного состава и токарь, который уже вторую смену самостоятельно работает. Да и в целом, настроение в коллективе неплохое – все с надеждой восприняли визит на ВГОК представителей НПРО «Урал» и областного министра промышленности и наука. Ожидаем, что ситуация на предприятии нормализуется, а выплата зарплаты войдет в график. И в любом случае, руки никто не опускает.

Юлия Григорьева.
Фото автора.