У травматологов есть понятие «привычный вывих». А шламопроводу 630, что находится в Главном карьере на горизонте плюс 164 метра, впору ставить диагноз
«привычный перелом».

630-й – зона ответственности ЦПТО. Нелишне будет напомнить: хвосты УМО по штольне поступают в камеру гашения гидроудара, а затем идут либо по шламопроводу 1020 на восток, либо на запад по шламопроводу 630, состоящему из двух ниток. Самое уязвимое его место находится в районе штольни: северо-западный борт карьера на редкость подвижен.

Больше года назад он выдавил около 90 метров шламопровода. ЦПТО пришлось освобождать трубы от просыпи, приводить в порядок участок и заново врезать места, выдавленные бортом. В конце июля – начале августа 2019-го история повторилась: песчаный оползень выдавил немалый участок шламопровода. При этом пострадали обе нитки, в общей сложности – около 160 метров труб. Больше всего хлопот в тот момент доставила погода: ливни превратили участок в болото, и чистка бермы замедлилась. Пришлось дополнительно заказывать самосвалы, чтобы отсыпать участок скалой, и гнать к шламопроводу колесный экскаватор, который работал на восстановлении хозпитьевого водовода в ЛАЦе. Однако цех с задачей справился, хоть и не в срок: 630-й заработал. Как выяснилось, ровно на три месяца.

Около двух недель назад ситуация повторилась: тот же оползень, практически в том же месте. Привычный перелом, как и было сказано. С одной лишь разницей: теперь пострадала удлиненная нитка 630-го.

– Поломка менее сложная, чем в августе, – считает начальник ЦПТО Сергей Кулеш. – На длинной нитке придется заменить около 30 метров трубы.

Поврежденный участок на сей раз практически в два раза короче, однако работы у ЦПТО заметно прибавилось. Дело в том, что в конце лета было принято решение об изменении точки сброса короткой нитки 630-го – ее следует перенести подальше от оползня. Такой вариант возник не от хорошей жизни: поврежденные нитки от толчков оползня смыкались, и раздвинуть их для ремонта было, мягко говоря, сложно. Перенести точку сброса означает обезопасить короткую нитку. Так что параллельно с ремонтом ЦПТО занимается еще и этой работой.

– Нам предстоит смонтировать примерно 20 метров короткой нитки, – говорит Сергей Владиленович.

Но и это еще не все. Вместе с тем ЦПТО занялся строительством трассы от горизонта плюс 148 метра на горизонт плюс 139 метра и далее на пляж песков: съезд с внутреннего отвала тоже нужен.

Очистка бермы, отсыпка площадки скальной вскрышей – к этой работе в ЦПТО привыкли. Что называется, набили руку. Однако ни в одном деле не обходится без сюрпризов.

Проект предписывает вывезти на точку сброса короткой нитки шламопровода 1 800 кубометров скалы. Разобрать своими силами внутренний скальный отвал на горизонте плюс 148 метра цех не может: нет экскаватора нужной мощности. Пришлось одолжить у подрядчика, ООО «СК Альянс», Hitachi с двухкубовым ковшом и перегнать его из Гальянского карьера в Главный. Японская машина ударно трудилась две-три смены, но встала: сломался поворотный круг. Правда, вернуть Hitachi в строй удалось сравнительно быстро, за двое суток. В ночь на 29 октября экскаватор возобновил работу.

Это, само собой, не единственная проблема.

– В автоцехе ВГОКа есть всего один 20-тонный КамАЗ, – рассказывает начальник ЦПТО. – Нам приходится заказывать два 10-тонных. При хорошей работе экскаватора они делают по 30 рейсов за смену. В общем-то, неплохо, но грузоподъемность у них недостаточная. Поэтому вывели в карьер три КамАЗа.

Сейчас работы на шламопроводе обслуживают шесть единиц техники – экскаватор подрядчика, экскаватор ЦПТО, три грузовика и погрузчик. К 29 октября удалось подготовить место для укладки трубы на удлиненной нитке, идет очистка бермы и отсыпка площадки под новую точку сброса. Трубы для ремонта удлиненной нитки достались ЦПТО в наследство от лебяжинского МОФа: пусть не новые, но вполне надежные, усиленные камнелитным фартуком.

Окончание ремонта длинной нитки было запланировано на 28 октября. Однако поломка экскаватора вынудила поменять график и назначить новый срок – 1 ноября. Работы на короткой нитке должны завершиться неделей позже.

– К 1 ноября удлиненная нитка будет готова, – уверен начальник участка по технологии и ремонтам ЦПТО Илья Щербаков. – Не вижу к этому никаких препятствий. А к 11 ноября планируем закончить монтаж короткой нитки, и обновленный западный шламопровод будет готов к работе.

1 ноября монтаж удлиненной нитки был завершен. Сейчас она готовится к вводу в эксплуатацию.

Александр Кузьменков.

Фото автора.