На первую неделю июля добычные работы на «Южной» и выдача руды на-гора были остановлены. В это время на шахте прошел ряд ремонтов и велась подготовка к специальному массовому взрыву. Тогда же на «Южной» побывала наш корреспондент.
– Ремонт защитной стенки, разделяющей основной шахтный рудоперепуск и камеру вагоноопрокидывателя на горизонте минус 240 метра, мы проводили не так давно – в ноябре прошлого года, – рассказывает главный механик «Южной» Андрей Самосудов. – Но тогда в связи с дефицитом материалов капитально отремонтировать стенку не удалось. Мы привели ее в порядок, чтобы продержаться еще какое-то время и не дать возможности горной массе задеть основную несущую металлическую конструкцию самого вагоноопрокидывателя. Продержались, необходимые материалы получили и 30 июня приступили к капитальному ремонту защитной стенки. Второй ремонт также очень важен для шахты и проходит на дробильно-обогатительном участке: восстановление посадочного места станины и опорного кольца дробилки КМД-2200Т1 № 45. Если ремонт вагоноопрокидывателя мы проводим сами – силами специалистов подземного участка крепежно-монтажных работ № 4, то в ремонте дробилки задействованы подрядчики – фирма «Композит», и их привлечение к работе стало возможно во многом благодаря помощи отдела главного механика. Кроме того, мы проводим два сопутствующих ремонта: заменили футеровку на отклоняющем шкиве скиповой машины МК 4Х4, отремонтировали пластинчатый питатель в дозаторной установке на минус 378 метре – заменили на полотне несколько звеньев, опорный вал, обновили футеровку, а на горизонте минус 333 метра отревизировали щековую дробилку и пластинчатый питатель.
В корпус среднего и мелкого дробления ДОУ я захожу в самый ответственный момент: опорное кольцо с помощью крана насаживается на станину дробилки. Станина, с которой сняли верхнюю часть дробилки, выглядит как широкий колодец. Кольцо – под стать ему, весит около четырех тонн.
– Майна, еще майна! – командует бригадир ремонтной группы ДОУ Анатолий Халявин.
Через пару минут кольцо плотно сидит на станине, на мой взгляд – идеально.
– Да, похоже, село, – соглашается электрогазосварщик из «Композита» Евгений Киселев. – Но сейчас еще замеры произведем, чтобы окончательно в этом удостовериться.
Кольцо, как оказалось, село далеко не с первого раза.
– Вчера попытались его надеть, но оно встало с перекосом, поэтому мы всю ночь зачищали и правили его, а до этого производили наплавку, и вот сегодня – вторая попытка, гораздо более удачная, – комментирует мастер участка фирмы «Композит» Александр Чудинов. – Данные работы мы уже выполняли в ВОЦе и ЛАЦе, но износ тамошних дробилок – гораздо более сильный, поэтому мы восстанавливали наплавкой 30-40 миллиметров агрегата под шаблон. Конечно, для большей точности необходима еще и механическая – токарная обработка, но, во-первых, это многократно удорожит ремонт, а во-вторых, такого большого карусельного станка сейчас по всей Свердловской области не найти. Тем не менее, дробилки в ВОЦе и ЛАЦе, которые мы ремонтировали в 2017 году, по последней информации до сих пор работают. Работоспособность оборудования во многом все-таки зависит от интенсивности его эксплуатации и обслуживания.
В последние месяцы КМД-2200Т1 № 45 работала на предельных нагрузках, пока в апреле не вышла из строя. Но и после этого, в аварийном режиме и с остановками, дробилка продолжала работать на план.
– Во многом благодаря усилиям механика ДОУ Алексея Смарыгина. Его служба последние три месяца постоянно занималась «реанимацией» данного агрегата, – подчеркивает заместитель главного механика «Южной» Иван Ставров.
Иван Николаевич, уже не в первый раз, сопровождает меня в шахту. По дороге, как обычно, делится новостями:
– Сегодня очень остро стоит вопрос с наждаками, которыми мы не можем воспользоваться, потому что все они выведены из эксплуатации – нет шлифовальных кругов. В итоге – на всей шахте нет ни одного наждачного станка, и точить инструмент просто не на чем. Списываем на днях две скреперные лебедки ЛС-55, и остаемся без них, как без рук. Новые нам даже не обещают. Зато вчера съездили в Волчанск принимать восстановленные колесные пары для шахтного электровоза.
У вагоноопрокидывателя на горизонте минус 240 метра лавирует целая бригада. Лавирует, потому что место тут достаточно тесное и опасное. Рудоперепуск, во избежание ненужного риска, заполнен рудой. Рядом лежат стальные блюмсы – четыре штуки.
– Другие пятнадцать уже установлены, то есть основной объем работ выполнен, – замечает электромеханик подземного участка ВШТ № 5 Дмитрий Никошин. – Останется только залить конструкцию бетоном. Подливка уже идет – постепенно, по мере укладки блюмсов.
Сейчас ребята обновляют обвалившиеся внутри вагоноопрокидывателя листы футеровки – за дело, то есть за газосварочный аппарат берется бригадир Сергей Овчинников.
– Лучший бригадир на участке, – отзывается о нем Иван Ставров. – Он еще и специалист широкого профиля: электрослесарь, электрогазосварщик. Все умеет делать и на ночные инциденты всегда выезжает без проблем. Да у Дмитрия Никошина вообще хороший коллектив подобран – ребята четко понимают свои задачи и быстро их выполняют. Людей только на участке не хватает. Бригада насчитывает всего пять человек, хотя обслуживает щековую дробилку на минус 333 метре и вагонопрокидыватели на горизонтах минус 240 и минус 160 метра.
Параллельно ремонтам на шахте идет подготовка к производству специального массового взрыва блока № 29 (IV панели) горизонта минус 160 метра, который планируется провести 7 июля. На производстве массового взрыва работает весь персонал шахты, не занятый на ремонтных работах.
– Это специальный массовый взрыв по обрушению целиков и потолочины, – комментирует исполняющий обязанности главного инженера «Южной» Георгий Николаев. – Расчетный объем взрывчатых веществ – 160 тонн. В итоге мы предполагаем отбить 505 000 тонн рудной массы с прогнозируемым содержанием железа 24,6 процента. Этого объема подземному комплексному участку № 3, который ведет добычу на горизонте минус 160 метра, хватит на 10 – 11 месяцев работы.
Подобные специальные взрывы проходят на «Южной» не чаще, чем два – три раза в год. Тем удивительнее, что в этот раз они почти совпали по времени.
– У нас уже готов к проведению подобного взрыва блок 12 на горизонте минус 240 метра, – продолжает Георгий Вячеславович. – Как только будет подтверждение в обеспечении шахты взрывчатыми материалами, согласуем и утвердим всю необходимую документацию, будем готовы начать зарядку скважин. Планируем провести взрыв в этом месяце. Предполагаемый объем отбитой руды чуть меньше: 470 000 тонн, прогнозируемое содержание железа – 23,5 процента. 12 блок станет основной добычной точкой участка № 1, но не единственной. Есть и другие, которые на данный момент дорабатываются, и качество руды там оставляет желать лучшего.
Тем не менее, если геологические прогнозы подтвердятся, «Южная» в ближайший год не будет испытывать проблем ни с качеством, ни с объемами руды.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ