Один из почетных высокогорцев этого года – электрослесарь геологической службы Владимир Глухов.
Стаж Владимира Павловича на комбинате – 40 лет. Впрочем, в начале 70-х, когда начиналась рабочая карьера Глухова, он о горнодобывающей отрасли и не думал: видел себя железнодорожником. Может быть, сказалось то, что вырос на улице Быкова, возле путей… Как бы там ни было, закончив восьмилетку, парень отправился в 93-е училище и подал документы на помощника машиниста.
Новоиспеченный железнодорожник угодил на НТМК. Правда, знакомство со стальными магистралями началось с лопаты: около года ему пришлось быть кочегаром на мощном 96-тонном паровозе СО – возил агломерат на домны. А потом еще полгода работал на тепловозе – вплоть до призыва на действительную.
После двух лет в погранвойсках Глухов вновь пришел на НТМК. Но в отделе кадров выяснилось, что ни кочегары, ни помощники машиниста предприятию не требуются – локомотивы нового поколения водили в одиночку. Тут волей-неволей придется помянуть добрым словом советскую систему профтехобразования: помощники машиниста выходили из ГПТУ-93 с удостоверениями слесарей. Друг сманил демобилизованного сержанта на «Эксплуатационную». Переквалификация из железнодорожников в горняки далась сравнительно легко.
– Слесарное дело проходил? Проходил. Напильник в руках держал? Держал, – улыбается Владимир Павлович. – Значит, слесарь. А остальному можно научиться: походил со старшими в паре, посмотрел, что почем и как.
На «Эксплуатационной» Глухов попал в ремонтную бригаду. Ему приходилось приводить в порядок и перфораторы, и буровые станки, и зарядные машины. При таком фронте работ трудно остаться узким специалистом – на каждый вид оборудования требуется свое удостоверение. Сами понимаете, производственная необходимость: то электрослесарь в отпуске, то сварщика сократят. Пришлось осваивать смежные профессии. В итоге их у Владимира Павловича ни много ни мало пять: сварщик, газосварщик, стропальщик, токарь, слесарь-электрик. Словом, шахта сделала его на все руки мастером.
В середине 90-х с «Эксплуатационной» пришлось уволиться: отраслевой кризис, помноженный на кризис неплатежей, заставил многих горняков отправиться на поиски лучшей доли. Глухов оказался в частной строительной компании. Жизнь вроде бы наладилась, но тут грянул еще один кризис – дефолт 1998-го. Владимир Павлович вновь оказался на распутье. По счастью в 1999-м на комбинате создавали геологическую службу и, само собой, искали надежных и квалифицированных работников. Механик вновь созданного подразделения Иван Трофимов пригласил Глухова вернуться на ВГОК.
Специальность ему досталась новая – электрослесарь на подземных работах. Правда, работа при этом осталась прежняя, многопрофильная. Перво-наперво потребовалось восстановить изношенные буровые станки, два НКР и один УБМ – они достались геологам частью с «Естюнинской», частью от «Ником-геологии».
– Один станок вообще на постаменте стоял, – вспоминает Владимир Павлович. – Ну, мода такая раньше была – памятники ставить: где перфоратор в камень воткнут, где еще что-нибудь… Вот, и этот памятник мне пришлось восстанавливать. Станок вообще убитый был. Да это, в общем, не проблема – были бы запчасти.
Восстановленные буровые станки пошли в работу, в шахтах и карьерах началась эксплуатационная разведка. В геологической службе считают, что это заслуга Глухова.
Он до сих пор следит за исправностью бурового оборудования. Если рассказывать о его работе на отраслевом языке, получится следующее. В 2004-2015 годах при участии Глухова доразведано и добыто без малого полтора миллиона тонн богатой руды рудного тела 10 в Главном карьере. Далее: с 2016-го по 2018-й доразведано 292 000 тонн руды в Центральном карьере. Одновременно на «Естюнинской» разведано и вовлечено в добычу полмиллиона тонн богатых руд на южном фланге месторождения. А на рабочих горизонтах «Магнетитовой» разведано 320 000 тонн руды.
Не скажу, что ремонты буровых станков даются малой кровью: ситуацию со снабжением на ВГОКе комментировать не нужно. Поэтому у Глухова в дело идет весь наличный металл – понятия «списать» для него не существует:
– Все собираю, храню в слесарке. Наварю, токарь проточит – глядишь, что-нибудь да получится. А что делать?
Хотя буровое оборудование – это далеко не все.
– Есть еще сантехника, водопроводы, отопление, – перечисляет Владимир Павлович. – Отопление на базе ГРП тоже мне пришлось восстанавливать – все полностью было разморожено. И сантехником стал – жизнь заставила. Душевую здесь восстановил, печку новую для парилки сварил. И водопровод после аварий восстанавливал частенько…
Ну, и напоследок – два слова о регалиях Владимира Павловича. В 1994 году его наградили знаком «Шахтерская слава» III степени. Десять лет спустя – почетной грамотой правительства Свердловской области, а в прошлом году – благодарственным письмом НПРО «Урал». Фото Глухова бывало на Доске почета ВГОКа. А теперь этот список пополнился званием «Почетный высокогорец.
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ