Медики ВГОКа не являются работниками комбината. Однако многие из них отработали бок о бок с высокогорцами не один десяток лет.
Это относится и к заведующей здравпунктом шахты «Естюнинская» Екатерине Бакановой.
– Передо мной никогда не стояла проблема выбора профессии, с раннего детства я знала, что буду лечить людей, – рассказывает Екатерина Николаевна. – Да я и лечила как могла всех вокруг. В школе ходила с аптечкой и повязкой с красным крестом, проверяла, чистые ли руки у одноклассников. После школы поступила в Нижнетагильское медучилище. Учиться на медика (любого уровня) совсем не просто: большой объем информации, которую приходится заучивать, а потом еще нужно правильно применить свои знания. Во многом профессионалом медика делает опыт. И тут важно помнить, что каждый человек – индивидуален, и одно и то же заболевание у двух людей может протекать совершенно по-разному. Медики – тоже люди разные: у каждого свои приоритеты и возможности. Например, уже в училище было видно, кто плохо переносит вид крови и пойдет работать на участок – вести прием, а кто – «в поля», в нашем случае – на производство.
Екатерина Баканова выбрала второе – стала медиком на промышленном предприятии ЕВРАЗ НТМК. Позже перешла на ВГОК, где работает уже более 15 лет, с 2012 года – заведующей здравпунктом на шахте «Естюнинская».
– Производство здесь опасное, поэтому иногда мне кажется, что я работаю в «скорой помощи», – продолжает Екатерина. – Также приходится оказывать первую доврачебную помощь при травмах. Иногда надо для этого в шахту спуститься, но чаще всего пострадавшего поднимают на поверхность спасатели. А тут уж мы и прибывшие врачи «скорой» оказываем ему помощь. Травмы, как правило, серьезные, чаще всего – переломы. Вот недавно подняли мужчину с переломом голени. Мы наложили ему шины, ввели обезболивающее… И «скорая» приехала быстро.
Что касается «скорой», Екатерина Николаевна не нарадуется тому, что в этом году открыли новую подстанцию скорой медицинской помощи на Лебяжке.
– Когда они добирались до шахты с центральной подстанции с улицы Октябрьской революции – через весь город, пробки и светофоры, это было долго. Сейчас «скорая» с Лебяжки сразу выезжает на трассу и уже через 10 минут она на «Естюнинской». И другие подразделения ВГОКа, и население Евстюнихи от этого тоже выиграли. При оказании первой медицинской помощи время – очень важный фактор. А самое тяжелое в нашей работе – смертельные случаи, привыкнуть к которым невозможно: еще два часа назад ты осматривала этого человека, отправляя в шахту, и он был абсолютно здоров и весел…
Но променять работу на ВГОКе на прием на участке Екатерина Баканова не хотела бы:
– Во-первых, мы имеем дело с практически здоровыми людьми, иначе они просто не смогли бы работать. Во-вторых, контингент у нас – постоянный, поэтому мы прекрасно знаем, у кого какое заболевание и кому чем помочь. В-третьих, у медиков, которые работают на участке, экстремальных ситуаций ничуть не меньше, особенно при посещении больных на дому. А у нас тут прекрасный здравпункт: процедурная, перевязочная, приемный кабинет – все под рукой. Только работай.
На производстве работа медика заключается в контроле состояния здоровья персонала и профилактике заболеваний.
– На нас – все прививочные кампании. Если терапевт кому-то назначил инъекции, обязательно проставим. Работников с хроническими заболеваниями держим на особом контроле. Ежедневно проводим предсменный осмотр, на который приходят все горняки. И, конечно, ведем профилактические беседы, чтобы наши работники более бдительно относились к своему здоровью.
Ситуация с листами нетрудоспособности на «Естюнинской» катастрофическая – народ массово болеет.
– Во-первых, люди действительно стали больше болеть, – считает Екатерина Николаевна. – В основном – это остеохондрозы и вирусные заболевания. Люди в возрасте болеют потому, что уже выработали свое. Но молодежь – не лучше. Иммунитет у многих очень слабый, организм к тяжелому физическому труду не привык, и пока они не адаптируются к подземным условиям работы, часто болеют. Обращений с плохим самочувствием много. Мы обязательно даем направление к терапевту и стараемся не допускать до работы. Но эти люди обращаются к нам, как правило, за поддерживающими средствами, за помощью – они не хотят уходить на больничный и работают, пока всерьез не разболеются. Есть и другие – кто при малейшем насморке оформляет больничный. Но в здравпункт эти люди не обращаются, они сразу идут на прием к участковому или дежурному терапевту. А вообще, шахта – это тяжелые условия труда: сквозняки, сырость, давление, физическая нагрузка, поэтому нет ничего удивительного в том, что люди болеют.
Коллектив здравпункта «Естюнинской» тоже работает неполным составом: фельдшер и заведующая. Еще два фельдшера находятся в декретном отпуске.
– Тяжеловато, конечно. Но нас выручают медики из других здравпунктов ВГОКа. Спасибо им за это. У нас вообще – дружный коллектив: несмотря на то, что работаем в разных цехах, мы друг друга знаем, общаемся и стараемся помогать – закрываем смены в случае нехватки специалистов. Всем коллегам желаю спокойных смен.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ