На недавнем конкурсе сварщиков Александр Ермаков из ВОЦа в тройку призеров не вошел. Но все равно запомнился.
Раз уж к слову пришлось: в конкурсном марафоне он оказался четвертым с результатом 98 баллов: 42 за теорию и 56 – за практику. Однако впечатление произвел: подарил коллеге из ЛАЦа Лилии Лебедевой стальную розу собственной работы.
В Средние века ремесленник, чтобы получить звание мастера, обязан был изготовить что-то из ряда вон – вещь эта называлась французским словом chef-d’œuvre: шедевр, то есть «венец труда». Роза Александра Ермакова выглядела точно таким свидетельством профессионального мастерства. Изящная, с тонкими лепестками, она скорее напоминала художественную ковку. Как выяснилось, стальной цветок – не единственное изделие сварщика.
Ермаков достает из кармана смартфон и показывает фото: вот скорпион угрожающе растопырил клешни, вот налитая соком виноградная гроздь… Все это сделано из отходов металла.
Вообще, художественная сварка нынче, что называется, в тренде: Яндекс по этому запросу выдает аж три миллиона результатов. У нее, сами понимаете, два слагаемых: знание ремесла плюс какой-никакой талант скульптора.
Премудрости сварочного дела Ермаков постигал в СПТУ-56. Правда, после окончания училища некоторое время работал в частной строительной фирме – облицовывал фасады зданий сайдингом и керамогранитом. А когда фирма закрылась, пришел в отдел кадров ВГОКа – так и вернулся к своей специальности. За три неполных года в ВОЦе он повысил разряд – с четвертого до пятого. В цехе его считают хорошим специалистом: дилетанта на конкурс не пошлют.
Однако для того, чтобы варить скульптуры, одних профессиональных навыков мало – нужно и понимание законов композиции, хотя бы интуитивное, и хороший глазомер, и знание пропорций.
– Рисовать я еще в школе любил, – вспоминает Ермаков. – Всегда пятерки получал. И по черчению в училище тоже хорошие оценки были.
Самый любопытный вопрос: как рождаются замыслы?
– Да как-то сами собой, – пожимает плечами Александр Сергеевич. – Вижу какую-нибудь интересную железку и соображаю, что из нее может получиться.
Работает он на глаз, без эскиза. Первой его поделкой была роза: увидел, как оно получается у кузнецов, и стало интересно повторить это по-своему, сваркой. Лепестки вырезал ножницами по металлу, а остальное, как говорится, дело техники. Цветы, кстати, оказались самыми трудоемкими – на один требуется часов восемь-десять чистого времени. А прочее дается не в пример легче. Вот, скажем, забавный лягушонок со штангой в лапках – на него ушло часа два. Вот поленница с топором – ну, тут трудов потребовалось не в пример больше: надо было передать в металле текстуру дерева.
Свои скульптуры Александр Ермаков фотографирует, а потом раздаривает знакомым. Жаль: ведь мог бы пополнить экспозицию музея ВГОКа.
– Ладно! – улыбается Ермаков. – Накоплю побольше, а потом музею подарю!
Александр Кузьменков.
Фото автора
Comments by ВГ