В течение июня парк думпкаров Высокогорского горнообогатительного комбината пополнится на четыре единицы.
Дополнительные думпкары были закуплены на Бакальском предприятии в связи с нехваткой вагонов-самосвалов 2ВС-105, и уже в конце апреля они партиями, в разобранном виде начали поступать в вагонный цех ПЖТ.
– Парк думпкаров у нас невелик – 24 вагона-самосвала, 10 из них обеспечивают грузоперевозки на Лебяжке, остальные «трудятся» на технологических перевозках с шахты «Естюнинская» и Гальянского карьера, – рассказывает начальник вагонного цеха Сергей Уваров.
В думпкарах агломератчики транспортируют на открытый склад агломерат, который затем в охлажденном виде отправляется на Западно-Сибирский металлургический комбинат.
– На данный момент из 13 вагонов-самосвалов у нас осталось только восемь, и этого совершенно недостаточно, – комментирует начальник ЛАЦа Юрий Шешуков. – Такое количество думпкаров может обеспечить работу двух агломашин, а тремя машинами нам приходится работать с остановками из-за отсутствия порожняка. Чтобы исключить эти остановки, нам необходимы 12 думпкаров и 13-й – в резерве. К тому же и план по производству агломерата для ЗСМК в июне и июле ожидается более внушительный – 31 000 тонн ежемесячно. Поэтому дополнительные вагоны-самосвалы – это, несомненно, хорошая новость. Хотя, уверен, после ремонта они достанутся не ЛАЦу. Нам отдадут те вагоны, что уже «доживают» свой срок.
– Отдавать отремонтированные вагоны под аглоперевозки нецелесообразно, да и просто жаль своих трудов, – подтверждает Сергей Уваров. – ЛАЦ для думпкаров – точка невозврата. – А бакальские самосвалы, хоть и не моложе наших – «родились» в 70-ые – но еще послужат, потому что ремонтируем мы их на совесть.
Ремонтная база для вагонов-самосвалов 2ВС-105 находится на участке по ремонту № 2 вагонного депо. Некогда это было вагонное депо ВЖР с полноценным штатом работников. Сейчас коллектив участка – четыре человека, поэтому каждый – на вес золота. С прежних времен на этом участке сохранился кран грузоподъемностью 30 тонн. Кроме того, участок № 2 располагает обширной территорией – достаточно места, чтобы разложить все громоздкие детали большегрузов. Эти обстоятельства и объясняют, почему участок № 2 специализируется именно на ремонте вагонов 2ВС-105.
– Когда поступают вагоны, мы первым делом производим осмотр, чтобы оценить состояние колесных пар и кузова, – рассказывает бригадир вагонного депо Анатолий Царенков. – Затем вырезаем износившееся железо и приступаем к реставрации бортов и приведению кузова к необходимым техническим параметрам. Недавно вот четыре листа железа нам привезли – это чуть более двух тонн, на ремонт двух думпкаров должно хватить.
– А, кроме того, полной переборке подлежит ходовая часть – все шарнирные соединения развальцованы и разбиты, валики изношены, с колесными парами в нынешнем состоянии вагон на парк эксплуатации тоже не выпустишь, – подхватывает Сергей Николаевич. – Каждая колесная пара проходит ремонт: наплавку, обточку, ревизию буксовых узлов. Ударно-тяговое устройство ребята перебирают полностью, потому что оно разболтано. Но есть у бакальских думпкаров и один несомненный плюс – сохранены геометрические параметры кузовов.
Первый из «новичков» нашего парка уже перебран и отреставрирован – стоит красавец в ожидании своей участи. Ровный, без единой вмятины и прорехи, с сияющими после обточки колесами. Даже мне, постороннему, в общем-то, человеку, как представлю скребущие по вагону «клешни» экскаваторов, становится жаль трудов коллектива. А каково им?
– И нам жаль, – вздыхает Анатолий Царенков. – Мы его почти две недели восстанавливали. А обогатители быстро нам думпкары возвращают совсем в другом состоянии. Вагон 18-204 уже через месяц вернулся с разбитым бортом.
– Таковы издержки нашего производственного процесса, хотя смириться с этим невозможно, сетует Уваров. – Но ведь и материалы для восстановления вагонов почти не поступают. «Лепить-то» не из чего. А что касается вагонов-самосвалов 2ВС-105, благодаря конструкционным особенностям и габаритным деталям они являются наиболее сложными для проведения ремонтных работ. Сейчас в ремонте находится второй бакальский думпкар, на очереди – еще два.
Второй думпкар разобран подчистую. В кузове, который лежит на земле, вырезает прогнившее железо электрогазосварщик Антон Шарыпов.
– Буксовый узел, видите, весь всмятку. А вот тележки, которые уже отревизировали, – продолжает экскурсию Сергей Уваров. – Сейчас идет ремонт хребтовой балки.
Параллельно токарь Сергей Галочкин приводит в порядок колесные пары. Он предельно серьезен и сосредоточен. Улыбаться начинает только после того, как выключает станок и снимает защитные очки:
– Работы прибавилось, но это и хорошо. Думпкаров не хватает, поэтому, чем больше их привезут, тем лучше. А мы работы не боимся – готовы их ремонтировать.
Из-под рук Сергея Галочкина колеса выходят сияющими новизной и непременными геометрическими параметрами и попадают в руки его сына – слесаря по ремонту подвижного состава Александра Галочкина. Сейчас Александр как раз проводит ревизию буксовых узлов колесных пар.
Вот и весь коллектив – небольшой, но сплоченный и работоспособный. И пока не увидишь рядом два вагона – прибывший для ремонта на участок № 2 и сошедший «со стапелей», не оценишь в полной мере этих умельцев-реставраторов.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ