Повторение непройденногоВ мае сборная Свердловской области по туризму под руководством заслуженного путешественника России, мастера спорта Виктора Величкова совершила поход по рекам Киргизии. В числе спортсменов был начальник ЦТА Сергей Прилепин.

На реках внутреннего Тянь-Шаня наша команда не впервые, так что здесь не обойтись без предыстории. Год назад уральцы прошли 122-километровый маршрут. 108 его километров приходились на сплав. На четырех реках – Итагар, Чичкан, Кара-суу и Туурдук – водники преодолели десять порогов шестой, максимальной категории сложности и совершили два первопрохода – по Итагару и Туурдуку: судя по базам отчетов, ранее по ним никто не сплавлялся. Походу была присвоена шестая, высшая категория сложности, и благодаря ему на чемпионате России по туризму сборная Свердловской области вошла в десятку сильнейших, заняв шестое место.

В этом году десять уральцев вновь отправились на внутренний Тянь-Шань. Планы, без преувеличения, были наполеоновские: совершить четыре первопрохождения. Но вмешалась погода: зима в Киргизии выдалась теплая и малоснежная, интенсивный паводок отпал сам собой, так что в итоге пришлось реализовать запасной вариант – вернуться на Чичкан, Кара-суу и Туурдук.

Два слова о маршруте. Чичкан, судя по прошлогоднему отчету о походе – круто падающий ручей, отдельные участки которого можно пройти лишь при очень высокой или паводковой воде. Говоря языком водников, слаломная река. Извилистая Кара-Суу особенно интересна в нижнем течении: даже в отсутствие видимых камней в русле перепады рельефа дна в сочетании с мощью потока создают серьезные препятствия. Туурдук – левый приток Кара-суу. Русло его местами загромождено крупными глыбами, но это не единственный вид препятствий. Здесь часты сливы – потоки воды, стекающие с обливных камней, и бочки – места сильной вертикальной циркуляции и противотока.

– В какой-то мере нынешний поход – это дежа вю, – говорит Сергей Прилепин. – Но на Чичкане мы прошли ряд порогов, не пройденных в прошлом году из-за разумной безопасности. А жемчужиной похода стало дальнейшее первопрохождение реки Туурдук.

Туурдук для городского жителя – край света, место, где кончается цивилизация. Во всяком случае, это касается автодороги. Ее здесь ровно пять километров, а дальше – тропы, по которым бредут местные вьючные лошади и отары овец. Когда дорога закончилась, туристам пришлось шесть километров нести оборудование к месту старта. И тут, разумеется, началось самое любопытное.

В прошлом году сплав шел на двух катамаранах-двойках и двух четверках. На этот раз туристы взяли с собой одну четверку и три двойки. На двойках остановились из-за их компактности – при невысокой воде такому катамарану легче пройти по рекам. А устойчивую четверку пускали вперед в наиболее сложных местах: потом ее экипаж высаживался на берег и страховал остальных.

– В прошлом году я шел на четверке, в этом – на двойке, – рассказывает Сергей Прилепин. – Что достаточно ново и непривычно: это мой второй поход на двойке. Там совсем другая техника: надо исполнять больше функций – и рулить, и грести. Но мне попался опытный капитан Геннадий Брухно, который помогал постигать эту науку.

На Туурдуке уральским водникам удалось первыми пройти несколько порогов шестой категории сложности. Пороги пока безымянные – имена им даст руководитель похода.

Самым ярким для Сергея Прилепина эпизодом стал заплыв за катамараном на Кара-суу:

– Мы только что прошли порог, и в одном из последующих сливов катамаран поставило в очень неудобное положение: мой баллон оказался сверху. Это грозило переворотом. Я мгновенно перебрался наверх и не дал катамарану перевернуться. Когда катамаран двинулся дальше, меня легко швырнуло за борт. Мне удалось схватиться за леер – веревку на борту – и какое-то время я плыл рядом. Но препятствия на этом не кончились. На большом сливе меня стряхнуло: оп! – плыву один… Удалось выбраться на берег. Отдышался, посмеялся и продолжил прохождение.

Маршрут был заявлен на очередной чемпионат России по туризму.

Можно долго рассуждать о том, зачем человеку экстремальный спорт. У Прилепина на сей счет есть свое мнение:

– В условиях реальной опасности ты должен быстро выработать план и поделиться им с товарищами, чтобы они тебя поняли. Когда возвращаешься к обычной жизни, ее задачи кажутся не то чтобы легкими – протяженными во времени – и потому выполняешь их без душевного трепета. Для руководителей это очень полезный вид спорта, – улыбается Сергей Семенович.

Александр Кузьменков.

Фото из архива
Сергея Прилепина.