В мае у контрольного мастера ОТК Галины Захаровой – 45 лет работы на ВГОКе.
– Мой брат однажды сказал: спасибо родителям, что научили трудиться, – говорит Галина Афонасьевна.
С такой площадки можно было стартовать в любую сферу. Однако выпускница 18-й школы выбрала горный техникум. И не скрывает, что профессиональная составляющая в этом выборе играла далеко не главную роль.
– Я в свое время очень увлекалась волейболом, – вспоминает Галина Афонасьевна. – Получила первый взрослый разряд, играла и в «Уральце», и за сборную города. Подружка мне говорит: пойдем в горный, там секция есть и тренер вроде неплохой. Вот и пошла на обогащение полезных ископаемых. Поступила, не имея понятия, что это такое…
Горный техникум советских времен славился высоким уровнем преподавания. Видимо, тамошним педагогам все-таки удалось заинтересовать волейболистку технологическими и производственными тонкостями – судя по стажу в профессии. Новобранцы-обогатители по распределению обычно отправлялись прямиком на ВГОК. Но у нашей выпускницы был свой маршрут, опять-таки связанный со спортом: тренер помог устроиться на НТМК, чтобы девушка продолжила выступать за «Уралец». Сначала был колесобандажный цех, потом крупносортный…
– Я очень быстро поняла, что НТМК – не для меня, – рассказывает Захарова. – Все таки я обогатитель, меня другому учили.
Начальник ОТК Наум Кальманович, глядя на страдания молодого специалиста, подсказал выход: а сходи на ВЖР, на Лебяжку – там есть наши точки опробования. Галина так и сделала. Пришла, посмотрела, обнаружила в пробной оборудование, знакомое по техникумовским лабораториям, и решила: вот оно, мое родное.
– Так я и попала на опробование агломерата, – подводит итог Галина Афонасьевна.
Было это 17 мая 1974 года. Первая должность Захаровой на ВЖР – контролер производства черных металлов второго разряда. Затем получила третий разряд, а немного погодя ее перевели на НТМК, в доменный: ВГОК в те времена числился одним из подразделений металлургического комбината. Там набралась опыта – благо было у кого учиться: специалисты вокруг были грамотные – и начальник доменного цеха Новиков, и начальник техотдела Третьяков. С такими вот наставниками Захарова доросла до четвертого разряда, а на рудник вернулась уже с пятым – на должность старшего контролера. С 1993-го она занимает должность мастера ОТК. Карьера на производстве сложилась вполне удачно.
Разумеется, за четыре с половиной десятка лет бывало всякое. Однако Галина Афонасьевна плохого принципиально не помнит и говорит о сложностях крайне скупо:
– Считаю, что это лишь рядовые проблемы, которые надо решать. Работа мне по душе, вот что главное.
ВГОК в 90-е переживал не лучшие времена: задержки заработной платы, шахтерские забастовки, массовый отток квалифицированных работников. Захарова в ту пору двинулась против течения: не только осталась на предприятии, но и поступила в горную академию, чтобы повысить квалификацию.
Хотя, надо сказать, должность контрольного мастера ОТК требует не только профессионализма – тут нужны самые разнообразные навыки, вплоть до готовности к режиму нон-стоп.
– Мы занимаемся не только внутренней технологией, но и конечной приемкой. То есть, работаем с конечной продукцией, которую отгружают и днем, и ночью, и в выходные, – объясняет Галина Афонасьевна. – Поэтому постоянно возникают ситуации, когда надо принимать решение, согласовывать его с вышестоящим руководством. Мой рабочий день в пять часов не кончается.
Более того, отгрузка конечного продукта – это постоянный контакт с потребителем: НТМК, ЧМК, ЗСМК, а с недавних пор и ММК. Другие предприятия – это другое видение производственных проблем, другое понимание технологии. А значит, неизбежна дипломатия – чтобы меньше было претензий.
– Мы не только в лебяжинском котле варимся. Надо постоянно думать, что и кому мы отгружаем, и какова будет ответная реакция, – формулирует свои принципы Галина Афонасьевна. – Чтобы знать, как себя повести.
Не забыть бы и подчиненных – их у Захаровой два десятка, сплошь женщины. И у каждой есть семья и дети – что называется, со всеми вытекающими.
– Я говорю на рапортах: у меня такое ощущение, что не только вы здесь сидите, но и мужья ваши, и дочки, и внучки, – говорит Галина Афонасьевна. Потому ей приходится быть еще и психологом – гасить семейные проблемы, поскольку в приоритете, естественно, производственные.
Да если бы только психологом. В коллектив постоянно приходят новые работники, часто и вовсе без опыта. Так что Захаровой понадобилось освоить и роль наставника – причем еще лет 30 назад, когда в ЛАЦе не стало специалиста, обучающего персонал. Здесь у нее своя методика, свои приемы: преподать азы и пустить нового специалиста в свободное плавание – так вернее освоит профессию. Галина Афонасьевна охотно делится педагогическими секретами:
– В основном преподаю лишь теоретическую часть. Очень хороший помощник – интернет. Часто говорю новичкам: посмотри дома, что такое вакуум-фильтры, что такое сепаратор… А вообще, стараюсь добиться обратной связи. И уже по глазам вижу, когда меня понимают.
45 лет. Дата обязывает подвести итоги. Они примерно таковы:
– Был здесь начальником участка Юрий Павлович Котов. Он говорил: не работа привязывает, а люди. А на людей мне везло. И еще раз повторю: спасибо, что научили трудиться!
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ