Олег Шабалин.Олег Шабалин.Высокогорский обогатительный цех приступил к внедрению трехстадиальной схемы измельчения промпродукта на второй секции УМО. Об этом рассказывает главный обогатитель Олег Шабалин.

– Олег Витальевич, насколько я понимаю, причиной инновации послужила не только рыночная конъюнктура, но и истощение сырьевой базы: блок 2Ю «Естюнинской» мы выработали и остались без богатой руды.

– Когда в сентябре 2018-го мы готовили программу производства на 2019 год, подтвердились наши опасения: блок 2Ю выходит из эксплуатации и снижается качество исходной руды. Поэтому качество концентрата даже при трехстадиальной схеме, внедренной на первой секции, должно было упасть на два процента: с 67,5 до 65,5. Но из эксплуатации выходит не только 2Ю. Во втором полугодии и шахта «Южная» увеличивает добычу на горизонте минус 240 метра, а легкообогатимая руда на горизонте минус 160 метра заканчивается. При этом качество промпродукта «Южной» снижается с 35 до 33 процентов. Соответственно увеличивается нагрузка по переработке на УМО, и в итоге качество становится ниже: 64,3 вместо 64,8 процента. Когда мы планировали годовую программу 2019-го, то вышли в итоге на качество концентрата ММС в сумме по году 64,8 процента. Генеральный директор поставил задачу: добиться качества концентрата не ниже 65,15 процента в соответствии с требованиями рыночной конкуренции. Трехстадиальная схема на второй секции УМО стала актуальна.

– Насколько знаю, проекты такого рода существовали еще при ЕВРАЗе, но их сочли слишком затратными.

– Проблема в том, что мельниц у нас всего пять, а не шесть. Ставить дополнительную мельницу, как планировалось при ­ЕВРАЗе – это действительно большие затраты: около 90 миллионов рублей. Тогда бы мы имели две раздельные трехстадиальные схемы на первой и второй секции. Но затраты не окупятся. Объемы сырья и производство концентрата у нас не увеличиваются, поэтому проект с шестой мельницей сейчас экономически нецелесообразен. Когда в 2017-м внедрили трехстадиальную схему на секции № 1, мы сразу же задумались, как внедрить ее на секции № 2. Но пошли другим путем: решили загрузить пятую мельницу с двух секций. Для этого нам надо было выполнить расчеты ее пропускной способности: сможет ли пятая мельница работать на две секции. Обогатительной лабораторией ЦЛК были отобраны пробы с секций, начальник обогатительной лаборатории ЦЛК Лариса Тимофеевна Штанько выполнила расчет количественно-качественных показателей – технологических потоков, объемов. Так мы смогли теоретически, расчетным путем посмотреть, как поведет себя пятая мельница. Она способна работать как третья стадия и для первой секции, и для второй: мы не наращиваем объемы переработки, и мельница № 5 позволяет справиться с теми объемами, которые сейчас имеем. Но если объемы переработки будут расти, нам придется вернуться к вопросу о шестой мельнице.

– Будет ли трехстадиальная схема на второй секции технологически совершеннее, чем на первой?

– Если на первой секции мы уложились в общей сложности в 3 миллиона 350 тысяч, то сейчас затраты возрастают. Требуется дополнительное оборудование. На первой секции мы использовали существующие гидроциклоны, а для второй секции приходится закупать новые. Для этих новых гидроциклонов нужна новая площадка обслуживания: существующая находится в аварийном состоянии – пришлось отправить ее в металлолом и ставить новую. И несущие конструкции тоже в аварийном состоянии. Да и сама схема на второй секции более сложная – там больше потоков: желоба, трубы. Разводить их гораздо сложнее: там более стесненные условия. Кроме того, требуется замена и перестановка пульподелителей. В общем, теперь цена оборудования и услуг вдвое больше – семь с половиной миллионов рублей.

– Как идут работы по внедрению на второй секции?

– К реализации проекта мы приступили в середине марта. Закуплена часть материалов, проведены работы по демонтажу площадки. По наличию материалов занимаемся монтажом. Работы ведет НПП «Ресурс». Мы привлекли того же подрядчика, который проводил монтаж схемы на первой секции – «Ресурс» уже знаком с этой работой. По графику, составленному механиками цеха, работы займут 30 дней – но это при стабильном финансировании и регулярной поставке материалов. А с материалами уже начались задержки.

– Каков будет экономический эффект от инновации?

– Первоначально сумма капитальных затрат у нас составляла 5 миллионов 600 тысяч рублей. При этих затратах за полный год экономический эффект от внедрения составлял 9 миллионов 556 тысяч. Правда, сумма затрат возросла.

 

Интервью провел Александр Кузьменков.

Фото из архива редакции