Вместе с коллегами профессиональный праздник рудознатцев отметит Елизавета Медведева.
Обычно над рабочими столами горняков помещается коллекция почетных грамот и благодарственных писем – выставка персональных достижений. У Елизаветы Михайловны вместо нее фотовыставка: в основном пейзажи собственной работы. И не то чтобы Медведева не была востребована как профессионал. Все при ней: и три десятка лет на «Магнетитовой», и неизменное уважение коллег, и даже благодарственное письмо от бывшего главы города имеется. Просто за регалиями и должностями Елизавета Михайловна никогда не гналась.
– Я вместе с Лизой проработал на «Магнетитовой» с 2008-го по 2014-й, – говорит начальник геологического отдела Вячеслав Денисенко. – Сколько раз ей предлагали перейти из горнорабочих хотя бы в участковые геологи – отказывалась.
– Звал я ее к нам в службу, – вторит подчиненному главный геолог Станислав Гайсин. – Бесполезно!
Вопреки расхожему мнению, хорош тот солдат, что не мечтает стать генералом – по крайней мере, служит, а не выслуживается… Однако логично будет начать с начала, с 1976 года.
Сельская девочка из Самарской области мыслила себя океанологом. Правда, об океане имела скорее умозрительное представление. А в 1976-м оказалась в гостях у двоюродной сестры, студентки геофака Свердловского горного института. Побывала и в СГИ. Тут и произошла переоценка ценностей.
– Очень понравились люди, приняли меня как родную, – вспоминает Елизавета Михайловна.
«Удовлетворительно» за нелюбимую физику на вступительных компенсировала отличная оценка по любимой математике. Так абитуриентка стала студенткой, а потенциальный океанолог переквалифицировался в геологи. Хотя, по мнению Медведевой, есть здесь некое сходство: земля, как и море – стихия неизведанная.
Студенческие годы Елизавета Михайловна вспоминает с неподдельным восторгом – тут и посвящение в геологи, и ночные – непременно ночные, романтика же! – походы в заброшенные родонитовые штольни, и любимый предмет – минералогия, и любимый преподаватель – профессор Вертушков, живая легенда СГИ. Особая статья – первая практика на Полярном Урале, на границе Коми АССР и Ямало-Ненецкого округа. Зеленое море тундры в седых пятнах ягеля, сполохи далекого северного сияния в белесом небе и серая громада Константинова Камня… Окружающую гармонию требовалось поверить отнюдь не алгеброй – минералогией: исследовать и уложить в строгий отчет под названием «Геологическое доизучение масштаба 1:200 000 Байдарацко-Собской площади Полярного Урала».
Любопытная деталь: недурным дополнением к высшему образованию для Елизаветы Михайловны стало замужество. Выйдя из ЗАГСа, она угодила в профессиональную среду: муж Игорь – геолог, тесть и его брат – геологи. Словом, было у кого перенять опыт.
Проработав года два в ГРП, Медведева в 1987-м пришла на «Магнетитовую». Тут случилось вполне предсказуемое – гармония и минералогия вновь слились воедино. Даже обводненные участки шахты в устах Елизаветы Михайловны выглядят картинкой для глянцевого путеводителя:
– Наш 130-й горизонт – это же просто Венеция! – восхищается она. – Проложены трапики, а под ними вода. И стены хризоколловые, зеленые – такая красота! Вообще, на меня шахта никогда не производила гнетущего впечатления.
На «Магнетитовой» ей пришлось побывать всюду: работа есть работа. И проникать на закрытые горизонты сквозь узкий лаз, и подниматься на полок по восстающим, где и лестниц-то давным-давно нет. С легендарным призраком – Белой Бабой – познакомиться так и не удалось, зато с горняками Медведева сроднилась – без всякого преувеличения.
– Здесь работают замечательные люди, – уверяет она. – Мне на людей в жизни везло.
Горнорабочий, в общем-то, – специальность универсальная: должностная инструкция здесь предусматривает самый широкий набор функций. Поэтому знаний и опыта Елизавете Михайловне вполне хватило бы и для работы геологом. Но карьерных интересов, как и было сказано, за ней никто не замечал. Замечали другое.
– Это человек очень скромный и очень чуткий, – считает Вячеслав Денисенко. – Ко всему относится с душой – и к людям, и к делу. Человек с геологическим образованием, поэтому все понимает с полуслова: не успеешь задачу поставить, как она ее уже выполняет. А такое не всякому геологу удается.
Правда, сейчас Елизавета Медведева от геологии далека – она специалист по ОТ и ПБ. Но, кроме прямых обязанностей, до сих пор при любимом деле: помогает геологу «Магнетитовой» Андрею Чуднову работать с документами.
– Геолог – это не профессия, это диагноз, – уверена она. – Бывших геологов не бывает.
Впрочем, ей и новая работа вполне удается.
– Лиза – человек очень умный и ответственный, – считает Денисенко. – Поэтому, куда ее ни поставь, везде будет на своем месте.
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ