Бригада 1А горно-восстановительного подземного участка.Бригада 1А горно-восстановительного подземного участка.Шахта «Естюнинская» вновь входит в сложный период дефицита подготовленных камерных запасов руды.

В марте 2018-го, то есть ровно год назад, на «Естюнинской» приступили к полноценной отработке блока 2Ю со средним содержанием железа порядка 33 процентов. Его запуск, несомненно, стабилизировал работу шахты, но растянуть камерные запасы 2Ю до 2020 года, как планировалось изначально, не получилось.

– В прошлые выходные мы произвели специальный массовый взрыв по обрушению потолочины 2Ю, то есть погасили блок. Отбитых запасов хватит на два, максимум три месяца работы, далее в данном блоке будет производиться выпуск обрушенной горной массы, которая перепустилась с вышележащих горизонтов, хотя это уже руда некондиционной фракции: укрупненная, с увеличенной объемной долей примесей пустой породы, – комментирует главный инженер «Естюнинской» Евгений Брыляков. – Но в настоящий момент сразу в нескольких блоках ведутся горно-подготовительные работы. 12 блок на горизонте минус 240 метра уже сдан в эксплуатацию – проведены первые взрывы по разделке отрезной щели. Но полноценные объемы из него пойдут не раньше мая. Параллельно идет проходка в 13 блоке. В 16 блоке на горизонте минус 180 метра к начальной стадии очистной выемки планируем приступить в апреле. Значит, в мае шахта будет иметь в работе две полноценные выемочные единицы – 12 и 16 блоки. А в марте и апреле будем везти руду с погашения 2Ю. Но о том качестве, какое мы выдавали в течение последнего года, теперь можно забыть. Содержание железа в выдаваемой горной массе понизится до 21-22 процентов, как, впрочем, и намечено годовой программой.

Разработка на «Естюнинской» идет в северном направлении, и чем дальше на север, тем ниже качество руды, утверждает маркшейдер шахты Юлия Арсланова. Южные участки горизонтов минус 180 и 240 метра уже отработаны.

– Даже блок 2Ю – был уже доразведанной прирезкой к основному рудному телу, – объясняет Брыляков. – Когда шахта проектировалась, этот участок в расчет не брали. В настоящий момент идет доразведка еще одного южного блока – 3Ю на 240 горизонте. Геологи обнаружили в этом блоке около 150 000 тонн геологических запасов руды с прогнозируемым содержанием железа 30-35 процентов. Сейчас ведутся проектные работы по отработке данной выемочной единицы. Запуск 3Ю упирается в долгосрочную проходку, вести которую понадобится не менее полутора лет.

Что же касается северных блоков, в которых на данный момент ведутся горно-подготовительные работы, то они как раз расположены в непосредственной близости друг от друга. Здесь несколькими бригадами работают проходчики и крепильщики горно-подготовительного подземного участка № 2. От их труда зависит ближайшая перспектива шахты.

– Свои работы в 12 блоке мы уже выполнили, – рассказывает начальник горно-подготовительного подземного участка № 2 Андрей Романов. – Блок можно назвать трудоемким, потому что расположен он на подэтажных горизонтах минус 205, 227 и 240 метра. Сейчас там в ускоренном режиме работает буровой участок, а параллельно идет очистная выемка. А наш участок уже перебрался в 13 блок на том же горизонте минус 240 метра. Этот блок больше, для нас – проходчиков – работы тоже хватит. Если будем идти в графике, то подготовительные работы в нем закончим к середине года и сразу приступим к проходке 14 блока. Две бригады участка на данный момент ведут проходку 13 блока, одна бригада завершает 16 блок и одна бригада уже работает в 17 блоке. Но 17 блок – перспектива долгосрочная, пока только откаточные выработки начали проходить.

Наш с Романовым разговор неминуемо переходит на тему снабжения.

– В феврале мы план по проходке провалили во многом из-за несвоевременного снабжения. Причем, коронки и штангу буровую подвозят достаточно регулярно, канат и взрывной провод пока есть, а вот с запчастями – туго. А уж когда из строя вышел компрессор № 4, это нас просто подкосило. Свою роль сыграло и отсутствие вентиляционного рукава: я не могу вести проходку в забое без проветривания, на отдельных участках пришлось остановить работы. В итоге вместо запланированных 203 метров мы прошли только половину. На март наш план составляет 190 погонных метров горнопроходческих работ, и выполнить его вполне реально, но есть еще одно «но». Наша главная сегодня проблема – отсутствие у людей мотивации, так как фондообразование по проходческому переделу рассчитано из условия выполнения объемов годовой программы, которое в данное время выполнить невозможно по нескольким причинам. Среди них: отсутствие металла для строительства скреперных полков, а значит, и нехватка рабочих мест, износ проходческого оборудования и недостаточное количество запчастей для его ремонта и недоштат участка, который на данный момент составляет 22 человека, причем особую нехватку мы ощущаем в проходчиках и взрывниках.

Наверное, ни для одной из шахт ВГОКа сегодня так не важна проходка, как для «Естюнинской». Период дефицита готовых к выемке запасов необходимо преодолеть как можно быстрее.

Юлия Григорьева.
Фото автора.