Михаил Миронов.Михаил Миронов.23 января отпраздновал свое 90-летие ветеран ПЖТ Михаил Миронов.

По железным дорогам ­ВГОКа Михаил Тихонович колесил 31 год – с 1953-го по 1984-й. Менялись локомотивы: паровоз, дизель-электровоз, электровоз. Менялось название подразделения: транспортный цех, железнодорожный цех, предприятие железнодорожного транспорта. Неизменным оставалось место работы и любовь мастерового человека к своему делу.

Это, если хотите, конспект биографии. А в подробностях выходит много интереснее.

Родился Михаил Тихонович в Татарской АССР, нынешнем Татарстане – Буинский район, село Киять. Там закончил четыре с половиной класса, а потом учебу пришлось отложить.

– Война, работать надо было, – объясняет он. – Кто в деревне-то остался? Мужиков почти нет, женщины да стая детей, разутых и раздетых… Работали день и ночь. Тяжелое было время, даже вспоминать не хочется.

В колхозе имени Куйбышева подростка, не считаясь с возрастом и нагрузками, определили в кузницу молотобойцем. А в 1943-м Миша Миронов сменил ушедшего на фронт кузнеца. О чем, между прочим, никогда не жалел.

– Деревенский кузнец – не то что городской, – не без гордости заявляет он. – Специальность широкого профиля: он и слесарь, он и механик, он и жестянщик – как придется. Я всю эту работу знаю.

А дальше все, как у всех – армия и самые неопределенные планы на будущее. Пока солдат служил, семья его перебралась к старшему брату Алексею. Тот, повоевав на Брянском, Втором Прибалтийском и Ленинградском фронтах, осел в Нижнем Тагиле. Надо сказать, тагильчане старшего поколения хорошо его помнят – личность известная, горвоенком в чине полковника, герой многих публикаций «Красной звезды». Алексей писал младшему в армию: «Никуда, кроме как в Тагил!». Михаил к совету прислушался.

Поначалу устроился слесарем в «Уралсибэнергочермет», закончил вечернюю школу. А работа оказалась не по душе: слесарить-то как раз и не пришлось.

– Круглое катай, плоское таскай – вот и все! – усмехается Миронов. – Опять я с Алексеем посоветовался да пошел в 56-е ФЗУ учиться на помощника машиниста паровоза. Отучился полгода – и на ВЖР.

Учеба парню понравилась: интересно! И работа оказалась интересная – в том числе и перспективами: каждый год набирали на курсы машинистов. Но интереснее всего оказались сами локомотивы. Первый паровоз, на котором ему довелось ездить – маневровый 9П: котел диаметром 1 320 миллиметров, шесть с половиной кубов воды, два куба угля, скорость – 35 километров в час, мощность – 300 лошадиных сил. Раз уж к слову пришлось: нынче 9П – самый натуральный раритет. Их из 2 655, выпущенных с 1935-го по 1957-й, на всем постсоветском пространстве уцелело лишь 55, и один стоит на смотровой площадке горы Высокой – уж не тот ли, на котором Миронов начинал? А после пришли из Венгрии новые паровозы, магистральные Р: скорость – 65 километров в час, мощность – 1 400 лошадиных сил. Стало еще интереснее. Михаил Тихонович присматривался к технике, учился слышать и понимать ее.

– Паровоз – это машина, которая с тобой разговаривает, – убежден он. – Сам тебе все скажет: когда тяжело идти, когда легко.

– Когда ему легко, он вот так делает: ух, ух, ух! – дополняет коллегу и друга ветеран ПЖТ Герман Туров. – А когда тяжелее, в подъем, то вот так: э-эх, э-эх…

– Подходишь, бывало, к главному карьеру и слышишь: один паровоз задыхается, но тянет: ф-фу… А другой пляшет – буксует, значит… А электровозы молчат. Там все по приборам видишь, – заключает Михаил Тихонович. – Между прочим, последний паровоз на руднике я потушил. Даже номер помню – 624. Тушили его вместе с инструктором Калининым. Дальше уже электровозы были…

Впрочем, паровоз ли, электровоз – разница невелика. Миронов везде отличался ответственностью и отменными показателями. Он до сих пор хранит красные книжечки удостоверений: 1970-й – победитель соцсоревнования к 100-летию Ленина, награжден юбилейной медалью «За доблестный труд», 1971-й – победитель соцсоревнования в честь XXIV съезда КПСС, 1974-й – кавалер ордена «Знак почета», 1977-й – имя Тихонова занесено в Книгу почета горного управления НТМК… И это, поверьте, далеко не полный список регалий.

– И общественной работой Миша много занимался, – вспоминает Туров. – И в партбюро постоянно был, и в профсоюзе. Везде был, активный. Хороший организатор. И бригада вокруг него сплотилась – умел найти подход к рабочим.

Специалист с такими задатками мог бы легко найти работу в любом другом месте – на НТМК или в МПС. Однако уйти со ­ВГОКа Михаилу Тихоновичу никогда не хотелось:

– Горняки – народ особый, – рассуждает он. – Всегда уважают человека. Я не тагильчанин, но меня на руднике сразу приняли. Такой спайки, такой дружбы я нигде больше не видал. Даже не могу объяснить, откуда у них все это. Сейчас встречаю знакомых из транспортного цеха, из горного – мы же до сих пор родные.

Александр Кузьменков.
Фото автора.