Михаил Багров, Иван Туренко и EL-21 № 039.Михаил Багров, Иван Туренко и EL-21 № 039.В последние дни 2018 года, а конкретно – вечером 28 декабря, для усиления локомотивного парка на ВГОК прибыл еще один электровоз, арендованный предприятием у бакальских партнеров.

Из Бакала, который находится на расстоянии 500 километров от Нижнего Тагила, по путям РЖД локомотив шел в составе поезда вместе с вагонами в течение пяти суток. Сопровождали его машинист-инструктор локомотивных бригад Агломерационного района Станислав Гаев и помощник машиниста тепловоза Игорь Дорин.

– Двигатели мы отправили заранее, об их доставке позаботился автоцех, – рассказывает Станислав. – А сами добирались так долго, потому что сутками приходилось стоять на станциях. Нам оборудовали в локомотиве печку, поставили деревянный настил, чтобы было где спать. На печке мы пекли картошку, варили суп. Так и доехали. А на станциях присматривали за нашим новым локомотивом, чтобы довезти его в целости и сохранности. Тем более что было много желающих с ним сфотографироваться – локомотив украшен нарисованным орлом и надписью «Россия».

После праздников, вплоть до 17 января EL-21 № 039 1983 года выпуска находился в локомотивном депо, где шла сборка его экипажной части, технический осмотр и испытания.

– Первый визуальный осмотр показал, что электровоз находится в хорошем состоянии, – рассказывает старший мастер депо по ремонту локомотивов Михаил Егоркин. – Сохранились даже оригинальные детали и узлы немецкого завода-изготовителя, вплоть до дворников. Шестеренки на некоторых тяговых двигателях произведены еще в ГДР. Более того, этот электровоз пережил капитальный ремонт, чего как раз не хватает нашим локомотивам. Даже документы на него сохранились в хорошем состоянии, и, судя по ним, в феврале машине исполнится 36 лет.

– Молодой, моложе нас, – шутя оценивает EL-21 № 039 начальник депо Юрий Чельдинов. – Предварительно мы съездили в Бакал для его осмотра. Могу сказать, что локомотивы партнеров выгодно отличаются от наших. Объяснение простое: у нас совершенно разные условия эксплуатации и загруженность локомотивного парка, к тому же бакальские локомотивы с 2016 года находятся в простое, а наши выработали уже три срока. Исправных электровозов на линии не хватает, поэтому 039-й локомотив цех эксплуатации ждет, как горячий пирожок из печки.

В момент моего посещения депо идет сборка колесно-моторного блока, которую производят слесари по ремонту подвижного состава Анатолий Слесаренко и Иван Туренко.

Иван – специалист молодой, в депо работает второй год и очень ценит своего наставника Анатолия Слесаренко. А вот молодой слесарь по ремонту электрооборудования Михаил Багров остался недавно без наставника и теперь набирается опыта в самостоятельной работе.

Оба молодых специалиста с восторгом отзываются о коллективе локомотивного депо:

– Наверное, коллектив – самое ценное в нашей работе. А еще – огромный опыт. При отсутствии запчастей и старом оборудовании специалисты депо решают очень сложные задачи. Опыт, который мы получаем, работая в таких непростых условиях, многого стоит.

При этом «живучесть» локомотивов, как отметил на январском рабочем собрании директор ПЖТ Иван Суходолов, оставляет желать лучшего: «На данный момент она чрезвычайно короткая».

В определенном смысле с директором солидарен и опытный слесарь Анатолий Слесаренко:

– Положение критическое. Ремонтная база приходит в упадок. Полноценно заниматься профилактикой мы не можем в связи с отсутствием запчастей, то есть производим аварийный ремонт случайного характера, а этого совершенно недостаточно. Потому и локомотивы в таком плачевном состоянии.

Проблема, как всегда, упирается в недостаток финансирования и запчастей. А в том, что запас карман не тянет, специалисты депо убедились буквально в январе. В конце года, почти одновременно с прибытием бакальского локомотива, вышло из строя основное оборудование депо, обеспечивающее выкатку колесно-моторного блока – скатоподъемник.

Напомним, что в начале 2017 года в связи с поломкой редукторов функционирование скатоподъемника было также остановлено. Тогда пришлось заказывать детали для эксклюзивного оборудования в Германии и из-за праздников около месяца ожидать их доставку в Россию. Практически все ремонтные работы в депо были остановлены.

– В этом году ситуация могла бы повториться, если бы, кроме редукторов, мы не заказали тогда же винты и червячные колеса, – комментирует Юрий Чельдинов. – Мы прогнозировали выход из строя этих деталей, потому и заказали их заранее. Два года они пролежали на складе, пока очередное техническое обслуживание скатоподъемника не выявило срочную необходимость их замены. При этом червячные колеса пришлось еще доводить до ума – чугунный венец на гайках заменили на бронзовый, чтобы колеса работали на порядок дольше. Все новогодние праздники занимались ремонтом скатоподъемника, и сейчас оборудование находится в рабочем состоянии.

Это особенно важно в связи с его высокой загруженностью. Специалисты депо производят на нашем скатоподъемнике порядка 20 выкаток в месяц, хотя это – годовой объем работы для данного оборудования.

Что же до локомотива, который, как горячий пирожок из печки, ожидают в цехе эксплуатации, то на момент публикации материала он уже вышел на линию.

– В свете того состояния локомотивного парка, который мы имеем, этот электровоз нам не просто нужен, он совершенно необходим, – подтвердил начальник цеха эксплуатации Евгений Цыганов. – Из-за отсутствия запчастей мы не успеваем ремонтировать электровозы. По январской программе в парке эксплуатации должно быть в среднем 10,7 локомотива, а до выхода бакальского электровоза мы имели лишь 9-10 локомотивов. С включением в работу EL-21 № 039 мы приблизились к плановой отметке, а значит, сможем увеличить и объем грузоперевозок.

 

Юлия Григорьева.
Фото автора.