Елена Марченко.Елена Марченко.В октябре Лебяжинский аглоцех начал производство профилактированного известью, иначе – офлюсованного концентрата. При запуске оборудования агломератчики столкнулись с определенными проблемами, да и ноябрь обещает быть достаточно напряженным.

Цепочка офлюсования

Для начала напомним, почему в зимний период производство концентрата для ЗСМК переносится с ВОЦа на ЛАЦ.

– Зимой влажный концентрат просто замерзнет, пока доедет до потребителя, – объясняет старший мастер отделения шихтовки участка агломерации Дмитрий Шатохин. – Для того, чтобы этого не случилось, мы добавляем в него обожженную известь. Происходит экзотермическая химическая реакция гидратации: количество влаги снижается, и продукция доходит до потребителя в сыпучем состоянии.

Для выпуска офлюсованного концентрата на ЛАЦе предусмотрена отдельная производственная цепочка, которая работает параллельно с цепочкой подогрева.

Отгрузка офлюсованного концентрата начинается, как правило, с середины октября, но в этом году лебяжинцы получили отмашку на запуск цепочки лишь 22 октября.

– При этом план на полмесяца по офлюсованному концентрату был достаточно внушительный – 35 200 тонн. Но мы за девять дней успели отгрузить лишь пять маршрутов – 22 332 тонны, – продолжает Дмитрий.

Ноябрьский план по данному виду продукции составляет 48 400 тонн или 11 маршрутов.

– Думаю, для нас не составит особого труда выполнить план, – уверен старший мастер отделения шихтовки. – Лишь бы не было проблем с оборудованием. Да и, честно говоря, у людей с нынешними премиальными коэффициентами энтузиазм поугас.

А производственные проблемы, в том числе с оборудованием, в октябре действительно возникали.

– Во-первых, около суток нам понадобилось на то, чтобы настроить оборудование после длительного простоя, – рассказывает Шатохин. – Начинали работу со 100 тонн в час, но уже на следующие сутки вышли на 250 тонн. Сейчас выдерживаем эту нагрузку. Второй сложный момент – начались остановки в связи с тем, что влажный концентрат забивает течки. А происходит это из-за отсутствия вибраторов, которые устанавливаются на бункеры. Вибраторы есть в заявке, которую цех подавал еще до запуска цепочки офлюсования. Но пока мы эти запчасти не получили, что очень тормозит процесс производства. Третья проблема, которая на данный момент уже решена, заключалась в том, что 20-й железнодорожный путь, по которому идет отгрузка офлюсованного концентрата, проходит под агломашинами. В связи с отсутствием броней на перекидных и стационарных желобах, с агломашин на путь шла просыпь. То есть полноценно использовать этот путь мы не имели возможности – работали тупиком и тратили лишние полчаса на вытяжку вагонов. Как только пришли брони, все бреши на желобах мы залатали и с 9 ноября начали работать сквозным методом.

Понять, о чем говорит Шатохин, легче всего, находясь на пульте управления, где сегодня контролирует отгрузку концентрата машинист конвейера Евгения Марченко.

– Смотрю, чтобы отгрузка шла по всем правилам, чтобы конус в вагонах был стандартного размера, – поясняет Евгения. – Я и на компьютере эту информацию вижу, и визуальное наблюдение лишним не будет.

Из будки пульта управления 20-й путь – как на ладони.

– Когда из агломашин шла просыпь, вон там, – показывает вдаль машинист конвейера, – вагоны до места просыпи не доезжали. Вместо восьми вагонов на путь входило только шесть, а затем их надо было отгонять обратно. Сейчас отгрузка идет быстрее: на 14.00 сделали 15 вагонов, то есть за смену вполне можно отгружать 30 вагонов.

Если поверить специалисту на слово и применить простую арифметику, то при условии, что 30 вагонов – это половина состава, 11 маршрутов Лебяжка в состоянии отгрузить в течение 22 смен. Но тут уместно еще раз повторить за Шатохиным: лишь бы не было проблем с оборудованием, сырьем и технологических простоев.

Напряженный ноябрь

Запуском цепочки офлюсования новости Лебяжки не исчерпываются. С 7 по 9 ноября в цехе прошел 36-часовой планово-предупредительный ремонт трех агломашин с остановкой цепочки подогрева. Причем на агломашине № 4 установлен новый стабилизатор, а вот установку на ней нового горна и загрузочного устройства решено отложить до декабря.

– Загрузочное устройство мы еще не получили. Что же касается горна, то мы тщательно осмотрели старый и пришли к выводу, что какое-то время он еще поработает, – комментирует главный инженер ЛАЦа Сергей Захаркин. – К тому же установка нового горна требует времени, а ноябрь в производственном плане и без того напряженный.

Напряженность ноября связана с расширенной линейкой продукции, заявленной на месяц. Кроме постоянной продукции железофлюса и железорудного агломерата в объеме 60 000 и 64 500 тонн соответственно, агломератчикам поставлена задача отгрузить 4500 тонн промывочного и 2850 тонн марганцевого агломерата. Дополнительные объемы невелики, но переход с производства одного вида агломерата на другой требует времени.

– Промывочный агломерат для ЗСМК будем делать в два этапа, – конкретизирует Сергей Захаркин. – Первую порцию – 2500 тонн – произвели 12 ноября. Для производства второй части требуется окалина. Как только сырье придет, промывочный агломерат сделаем в полном объеме. Та же ситуация с марганцевым агломератом. Его производство перенесено с октября на ноябрь по не зависящим от нас причинам: НТМК не предоставил необходимое сырье – жайремский марганцевый концентрат. Если сырье придет, то в конце месяца по графику начнем отгрузку. В любом случае, востребованность продукции ВГОКа и конкретно Лебяжинского аглоцеха – момент положительный. Есть и отрицательный, он заключается в том, что мы пока не можем похвастать стабильной работой – по производству общего агломерата есть небольшое отставание от графика, которое мы планируем наверстать.

Востребованность продукции ВГОКа подтверждает еще один факт: на февраль и март Лебяжинский аглоцех уже получил заказ на производство 78 000 тонн задувочного агломерата для НТМК.

– В последний раз мы производили этот агломерат очень давно и в гораздо меньших объемах, – рассказывает главный агломератчик Дмитрий Волков. – В производственном отношении заказ трудностей не вызывает. Основная сложность заключается в том, что на НТМК эту продукцию надо подать в холодном виде, а значит, задувочный агломерат придется где-то складировать, чтобы охладить. Кроме того, требуется решить проблему с нехваткой подвижного состава.

– Склад необходимо подготовить и под большой объем михайловской руды, которая будет основной составляющей шихты для задувочного агломерата, – продолжает Сергей Захаркин. – Производство начнем, возможно, в конце января. Соответственно, под эти сроки необходимо получить и сырье от НТМК. Увеличится нагрузка на вагоноопрокидыватель. Сырье пойдет на теплый склад, а произведенный агломерат будем частично выгружать на резервный склад ЛАЦа, частично – отправлять в хопперах на склады НТМК. У железнодорожников в связи с дополнительным заказом тоже появятся проблемы: потребуется увеличить количество локомотивов в Агломерационном районе на одну, а возможно, и на две единицы. Понадобится и дополнительный подвижной состав.

Февраль – не за горами, а перечисленные проблемы достаточно серьезны. Однако динамика, которая наметилась в производственном процессе, не может не радовать.

Юлия Григорьева.
Фото автора.