Александр Хенсон.Александр Хенсон.Среди участков ВОЦа с октябрьским заданием справился единственный – участок подготовки руд и отгрузки продуктов обогащения. Месячное задание здесь выполнено на 108 процентов.

Конкретизируем: в прошлом месяце план по отгрузке дробленого известняка перевыполнен на 3 251 тонну, план по отгрузке щебня – на 1 168 тонн, песчано-щебеночной смеси – на 15 265 тонн.

Цифры эти впечатляют еще больше, если учесть, что вся здешняя техника – из разряда долгожителей. Достаточно сказать, что самый молодой из семи экскаваторов участка выпущен в 1990 году. При этом положение с запчастями и материалами ничуть не лучше, чем на любом другом участке ВОЦа. Тем более, все финансовые потоки цех в первую очередь направляет на УД и УМО: те дают готовую продукцию. А участок подготовки руд финансируется по остаточному принципу, получая лишь самое необходимое. Нынешним летом, правда, положение удалось немного поправить: участок получил в наследство от РОРа два экскаватора, которые честно отслужили свой срок в Гальянском карьере. С них сняли все запчасти, которые оказались пригодны к работе.

Сам собой возникает вопрос: чему приписать октябрьский успех?

По мнению начальника участка Сергея Тарбеева, у него два слагаемых. Первое – рыночная конъюнктура.

– Сейчас везде идет ремонт дорог, спрос на щебни возрос, – объясняет Сергей Александрович. – В результате план по щебням мы перевыполнили. А известняк для Качканара – вообще дело святое. Я девять лет командую участком – за это время случая не было, чтобы мы план по известняку не делали.

Тем не менее, спрос – это фактор преходящий: сегодня он есть, а будет ли завтра – кто знает? Поэтому настоящий залог стабильной работы начальник участка видит в другом – в слаженной работе коллектива.

Штат участка насчитывает 65 человек. Это и электрики, и ремонтно-механическая группа, и приемосдатчики. Но тон в работе, само собой, задают машинисты экскаватора. Квалификация у всех наивысшая – пятый-шестой разряд. Для справки: шестой разряд – это машинист экскаватора, пятый – помощник машиниста. Однако последние всегда могут заменить ушедших в отпуск коллег. Как видите, команда на участке подобралась вполне компетентная, а главное – стабильная.

– Текучки среди экскаваторщиков практически нет, – продолжает Сергей Тарбеев. –Большинство работает на участке давно, так что 60 процентов личного состава – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Как минимум, с 20-летним опытом, что тоже немаловажно. Это машиной и мотоциклом управлять просто: сел и поехал. А экскаватором – посиди-ка за рычагами! Во всяком случае, я в свое время пробовал – не получилось. Не каждому дано.

Начальник участка называет своих стажистов уважительно, на американский манер – «старые боссы». Это и бригадир Павел Тараканов, и машинист экскаватора Сергей Ведянин. К их числу Сергей Александрович относит мастера электриков Владимира Тебенькова:

– Очень грамотный человек. Профессионал, без всякой натяжки.

Еще один из «старых боссов» – бригадир второй бригады Александр Хенсон, специалист с 30-летним стажем. Работать он начинал еще до армии, в Главном карьере. На участке – с 1988-го. Основная специальность Хенсона – машинист экскаватора. Пробовал, правда, учиться в Горном институте, но понял, что это не его призвание.

– Я в свое время подменял заместителя начальника шихтового цеха, так экскаваторщиком быть интереснее – признается Александр Юрьевич. И напоследок цитирует всеми любимый фильм: – Кто-то должен и капусту выращивать!

А вот один из самых молодых работников цеха – грузчик Дмитрий Ковалев. На участке он с 2013 года. За время работы закончил строительный колледж по специальности «электрик» и считает, что у него есть перспектива карьерного роста:

– Планирую подниматься в бригадиры и выше, – говорит он. – И экскаватор надо осваивать, как же без этого…

На участке подготовки руд и отгрузки продуктов обогащения есть свой неформальный производственный календарь. На нем два времени года: лето – с 15 апреля и зима – с 15 октября. У каждого периода – свои сложности. Летом это борьба с просыпями концентрата, зимой – борьба со снегом. Раньше ВОЦ выделял людей на снегоборьбу, однако после оптимизации 2015 года в цехе каждый человек на счету. Поэтому всем, во главе с бригадирами и мастерами, приходится браться за лопаты.

– Конечно, могут люди отказаться, сослаться на должностную инструкцию, – говорит Сергей Тарбеев. – Но понимают: мы – единое целое. Если не будем помогать друг другу, нам не выжить.

Вот, пожалуй, и ключевая фраза, вот и секрет стабильной работы…

Александр Кузьменков.

Фото автора.