Три поколения механиков: Евгений Романов, Николай Петрунин, Сергей Громов.Три поколения механиков: Евгений Романов, Николай Петрунин, Сергей Громов.Вчера отметил свое 90-летие бывший главный механик Высокогорского рудоуправления Евгений Романов.

Лет этак сорок назад в журнале «Урал» была опубликована повесть тагильчанина Бориса Путилова «Детство на Пароходной улице». Выйские старожилы помнят эту улицу, что была застроена частными домиками и пролегала параллельно Липовому тракту. А ветераны ВГОКа помнят, как узнавали в тексте знакомых персонажей. Были в их числе два брата: Витька-Аккордеонист и Женька-Интеллигент. Их прототипами стали братья Романовы. Надо сказать, в описаниях героев автор нимало не погрешил против истины.

– Евгений Федорович всю жизнь в точности соответствовал своему прозвищу, – рассказывает ветеран комбината Николай Петрунин. – Это интеллигентнейший человек, очень образованный – и не только в профессиональном смысле. И грубого слова от него никогда не услышишь. Помню, даже галстук всегда носил под спецовкой.

А вообще, у подножия горы Высокой выросла своя, горняцкая династия Романовых – не венценосная, но славная. Основатель ее Кирилл Евлампиевич возил руду на лошадях еще в демидовские времена. Семейная хроника гласит: умер молодым, но успел стать отцом 12 детей. Младший из них Федор пришел на Высокогорский железный рудник еще подростком, в 1918-ом. И сделал здесь отменную карьеру: вырос от счетовода до главбуха, был награжден орденом Ленина и медалью «За трудовое отличие». А сыновья Федора Кирилловича предпочли сухим цифрам живое дело: Виктор пошел работать на МОФ-1 Высокогорского аглоцеха, а Евгений стал сменным инженером Лебяжинского аглоцеха.

Впрочем, до этого Евгению Федоровичу в военные годы довелось поработать учеником слесаря в автоцехе рудника, закончить политех и отдать два года Уралвагонзаводу. В Лебяжинском аглоцехе он оказался в ноябре 1951 года. Судя по архивной справке, молодой ИТР быстро пошел в гору: на должности сменного инженера задержался меньше года. В ноябре 1952-го Романова перевели в помощники главного механика аглоцеха. Темпы карьерного роста говорят о многом: советская власть умела воплотить в жизнь принцип «Каждому – по труду». К марту 1959-го Евгений Федорович стал заместителем главного механика рудоуправления.

Впрочем, кроме рудоуправления, поработать ему пришлось и в Лебяжинском аглоцехе, и в Высокогорском. Довелось участвовать в масштабных ремонтах ЛАЦа, которые и ремонтами-то назвать сложно – это была самая настоящая модернизация производства: площадь спекания аглолент увеличилась на 114 квадратных метров, объем газоходов вырос в два раза. Результат – дополнительный миллион тонн агломерата, сокращение износа лопастей ротора эксгаустера и футеровки в газоходах. Да, и не забыть бы установку нового смесительного барабана на верхней площадке ЛАЦа – после его пуска в работу прекратились опасные вибрации, которые грозили разрушением цеховых металлоконструкций.

Однако, по свидетельству бывшего главного механика рудоуправления Павла Губина, Романов в основном курировал Высокогорский аглоцех. И там оставил свой след: при его участии отремонтировали дробилку КСД-900х100, заменили смесители на нулевой отметке.

Особая тема – рацпредложения и изобретения инженера Романова. Их на счету Евгения Федоровича добрых четыре десятка. Одним из его изобретений была щековая дробилка, позволяющая получать продукт более мелкой фракции. На ВЖР она была внедрена впервые в Советском Союзе, а потом пошла гулять по стране: ею до сих пор пользуются и в Качканаре, и на Украине. Кроме того, Евгений Федорович внес несколько рацпредложений, способствующих увеличению производительности агломашин.

– Мне удалось увеличить площадь спекания за счет изменения конструкции спекательных тележек, – говорит Романов. – В Высокогорском аглоцехе я предложил усовершенствовать систему газоочистки. На МОФе по моему предложению была изменена конструкция футеровки барабана. В итоге срок ее службы увеличился. Кроме того, я предложил изменить схему дробления руды в Высокогорском аглоцехе. При дроблении руды получалось много мелочи, с которой железо уходило в хвосты. Удалось изменить принцип транспортировки руды с установкой грохотов, на которых отсевали мелочь. С тех пор она шла на обогащение без дальнейшего дробления. Экономический эффект получился приличный…

За изобретательскую и рационализаторскую деятельность Евгений Федорович получил бронзовую медаль ВДНХ. И это, надо сказать, далеко не единственная его регалия. Романов награжден медалью «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия Ленина», медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», нагрудным знаком «За механизацию и автоматизацию металлургии». И, само собой, носит звание Почетного высокогорца.

Те, кто помнит Романова, в один голос говорят: это был не только стратег, но и тактик инженерного дела. Он не просто ставил задачу, но и подсказывал пути ее решения. Что характерно, никогда не настаивал на том, что его вариант – истина в последней инстанции, оставляя подчиненным возможности для маневра. Кроме того, был предельно демократичен: при необходимости не пренебрегал советом слесаря.

На руководящих должностях Евгений Федорович оставался вплоть до пенсии. Да и на пенсии тоже, судя по послужному списку.

– Вышел я на пенсию и жил себе в саду, – улыбается он. – Вдруг приезжает за мной начальник Высокогорского аглоцеха и предлагает выйти на работу. Предстоял капитальный ремонт агломашины с заменой эксгаустера. Это очень серьезная работа. Пришлось на нее соглашаться. А когда ремонт закончился, меня уговорили остаться – хотя бы слесарем.

Так в 63 года инженер переквалифицировался в слесари. Однако и тут нашел применение инженерному складу ума.

– На фабрике мокрого обогащения работали мельницы, – вспоминает Николай Петрунин. – В месте сопряжения разгрузочной крышки с цилиндром мельницы надо было сверлить отверстие диаметром 48 миллиметров и более. Романов придумал такой станок, сам вычертил проект. Этим станком до сих пор пользуются. Он – инженер с большой буквы: умел работать не только головой, но и руками.

Раз уж к слову пришлось, то вот еще одна говорящая деталь: имя Романова вошло в трехтомную энциклопедию «Инженеры Урала», изданную в Екатеринбурге в 2012 году.

Пенсионером в полном смысле этого слова Евгений Федорович стал лишь к 2002-му, когда ему исполнилось 75. А до этого момента никак не мог расстаться с ВГОКом: слесарил в ВОЦе, консультировал, передавал опыт молодым механикам.

Высокогорцы помнят и ценят Романова. В день 90-летия Евгения Федоровича поздравили с юбилеем представители администрации и совета ветеранов комбината.

– Спасибо за науку, Евгений Федорович, – говорит главный механик комбината Сергей Громов, пожимая руку ветерану.

Александр Кузьменков.

Фото автора и из семейного
архива Романовых.