Поменяли ленту, фартук, коромысло…В Лебяжинском аглоцехе прошел двухдневный плановый ремонт с остановкой всех агломашин и тракта подачи шихты.

Мне удалось побывать в цехе перед окончанием ремонта – за пару часов до запуска цепочки.
– Мы остановились 15 мая в 6 утра, – рассказывает заместитель начальника цеха по оборудованию Михаил Осипов. – Ремонтные работы провели ударно. Агломашина № 1 вставала на ремонт чуть раньше – в начале месяца, в этот раз мы кое-что доделали: поменяли пылевой стояк № 1 на скребковом конвейере № 66, провели ревизию маслостанции грохота, поменяли уплотнение загрузки на окомкователе. На агломашине № 3 выкатили грохот и поменяли пружины, которые, наконец, поступили, хоть и не в полном объеме – агломашина № 4 тоже требует замены пружин. Кроме того, на третьем окомкователе заменили холостой каток, отревизировали привод окомкователя, поменяли фартук с коромыслом на перекидном желобе, заменив две брони футеровки. На агломашине № 4 заменили ленту на дозаторе, отремонтировали бункер возврата, частично заменили футеровку и восстановили наклонную стенку. На четвертом эксгаустере электрики заменили вкладыш на втором подшипнике электродвигателя и электродвигатель на третьем грохоте. Отревизировали окомкователь и дробилку. На 102 конвейере заменили ленту на весодозаторе № 11. Занимались также конусной дробилкой на коксе – перебрали вал и осмотрели смазочную систему горизонтального вала.
На цепочке подачи шихты – свои ремонтные работы:
– Заменили, наконец, недостающий 90-метровый отрезок ленты на 108 конвейере, отремонтировали загрузочный узел, идущий с этого конвейера в смеситель – заменили порядка шести броней, – продолжает Михаил Александрович. – Этот загрузочный узел доставлял нам много хлопот: бочка смесителя вся была в латках, просыпи шли постоянно. На 105 конвейере мы поменяли несколько пар скребков, на 114-м – отремонтировали натяжную станцию. И на всех основных конвейерах заменили рабочие поддерживающие ролики. Энергетики отревизировали воздушные вентиляторы, поменяли аварийно вентиль на галерее 108-го конвейера.
Авария случилась ночью с 15 на 16 мая, когда на конвейере меняли ленту. Вентиль сорвало, и струя воды хлынула в галерею. Так что помимо текущего ремонта пришлось заниматься и внеплановым.
В целом, ремонт, по словам Михаила Осипова, дорогостоящим не назовешь:
– Нам привезли брони на 80 миллиметров, пружины для грохота, ленту на конвейер… Остальное – расходные материалы: металл, ролики. Но без них ни один ремонт не обходится.
Планово-предупредительные ремонты на Лебяжке стараются проводить по максимуму, чтобы избежать впоследствии аварийных.
– Внеплановые простои, тем не менее, остаются, – признает Михаил Александрович. – Но стараемся снизить их количество. Слишком многое от нас зависит.
В ремонте, как обычно, приняли участие все постоянные «члены клуба»: НПП «Ресурс», ООО «ТагМаш», слесари и электрики ЛАЦа и работники ЦРО. К последним у Михаила Осипова есть ряд претензий:
– Основную работу сделают, а за собой убрать забывают: ограждения побросают, отражатели не заправят… Этим грешат все ремонтники, но работники ЦРО – особенно. Поэтому окончание ремонтных работ для нас – важный этап. Надо принять работу, проверить оборудование на холостом ходу и привести все вокруг в порядок. Постоянно нацеливаю наших технологов и механиков внимательно принимать работу.

Как раз такой момент приемки я наблюдаю на грохоте агломашины № 3, где были заменены пружины.

– Пружины левой и правой навивки поставили неправильно – не по схеме, сейчас переделывают, – поясняет происходящее принимающий работу ЦРО бригадир агломерационного участка Максим Фрик.

– Без разговоров переделывают? – спрашиваю.

– С разговорами – недовольны. А я недоволен качеством работы отдельных бригад ЦРО, причем не только в этот раз.

Бригадир ЦРО Антон Устьянцев на претензии лебяжинцев отвечает:

– Неправда, мы за собой прибираем. И вообще, делаем все, что нам говорят.

– Это не входит в наши обязанности, – бросает на ходу один из подчиненных Антона.

– Несомненно, вернуть на место заграждения – это наша обязанность, – прокомментировал позже начальник ЦРО Олег Пономарев. – Если не всегда получается это сделать, то проблема решается просто: заказчик оперативно вписывает замечания в акт приемки выполненных работ, а мы – оперативно их устраняем. Но стараемся, чтобы таких ситуаций не возникало. 16 мая лично участвовал в ремонте 112 конвейера и могу сказать, что все снятые заграждения ребята поставили на место.

Кроме грохота агломашины № 3, ремонтные работы завершаются сейчас на 108 и 112 конвейерах, в бункере возврата и на эксгаустере агломашины № 4. Здесь я вижу старого знакомого – слесаря по ремонту оборудования ЛАЦа Виталия Васильева.

В последний раз мы встречались две недели назад на ремонте эксгаустера агломашины № 1. Впрочем, в этом нет ничего удивительного: Виталий Николаевич – специалист по эксгаустерам.

– Он и на ВОЦе это оборудование обслуживал, потом перешел в ЦРО, а оттуда мы его к себе забрали. На Лебяжке Васильев уже более 10 лет, а общий стаж на ВГОКе – около 40 лет, – рассказывает Михаил Осипов. – Очень хороший, опытный слесарь. И он неприбранным рабочее место не оставит.

Виталий Николаевич заботливо удаляет излишки смазки с ротора эксгаустера:

– Конечно, заботливо. А как иначе? Это же мое оборудование, сердце агломашины. При многих поломках можно латку поставить и из положения выйти, а если эксгаустер накрылся – пиши пропало. Он работает как поддувало, только наоборот – тянет воздух на себя, просасывая его через агломерационный пирог. Ротор и двигатель уже отцентровали, все прочистили и смазали, можно закрывать и запускать в работу.

Запуск цепочки и агломашин, как и было намечено, состоялся 16 мая в 17.00.

Юлия Григорьева.
Фото автора.