Михаил Таипов и Александр Кузнецов.Михаил Таипов и Александр Кузнецов.На ВГОКе завершается отопительный сезон.
Три котельные предприятия пережили его без особых проблем.

– Согласно приказу гендиректора, заканчивать отопительный сезон мы начали с 27 апреля, – рассказывает заместитель главного энергетика по энергохозяйству Анатолий Стариков. – Полностью остановили подачу тепла на Естюнинскую промплощадку, Лебяжинскую промплощадку перевели на летний режим работы, был остановлен прием тепла от «Теплосервиса» на шахте «Южная». В работе оставалась только котельная ВОЦа, обеспечивающая теплом поселок Верхняя Черемшанка. Из-за низких ночных температур отопительный сезон был продлен до 18 мая. Далее водогрейные котлы в котельной ВОЦа будут остановлены, в работе останется только паровой котел, который обеспечит горячее водоснабжение для помывки наших работников. Естюнинская площадка перешла в этих целях на электроподогрев воды. Лебяжка получает горячую воду от «Тагилэнерго» – с ТЭЦ НТМК, если не хватает давления, дополнительно включаем подпиточные насосы.

Перед окончанием отопительного сезона мне удалось побывать в котельной ВОЦа, которая удивила не только своими внушительными размерами, но и мощностями установленного здесь оборудования.

– Во время отопительного сезона попеременно мы задействуем практически все оборудование, – комментирует начальник котельной Николай Новожилов. – Наиболее мощными являются два водогрейных котла КВГМ-100-150, которые мы включаем лишь во время холодов, но даже тогда они задействованы только на 30 процентов своей мощности. В межсезонье – осенью и весной – мы используем модернизированные котлы ДКВР. Раньше они были паровыми, но, приняв во внимание излишнюю паровую мощность котельной и согласно программе по энергосбережению, их реконструировали в водогрейные. Кроме того, в котельной есть два паровых котла. В основное оборудование входят также насосы: четыре сетевых, которые трудятся уже 30 лет, четыре насоса ЦНСГ – для подачи воды в паровые котлы, три консольных насоса, которые используются для подпитки теплосети и подачи горячего водоснабжения.

Для всего перечисленного оборудования необходимо место, поэтому котельная, построенная в 1949 году как маленькая и угольная, в 1964 была переведена на современные энергоресурсы и расширена под паровые котлы, а в 1980-е годы к котельной было пристроено еще одно здание – для водогрейного оборудования.

– У нас тут две котельные в одной: паровая и водогрейная, – объясняет оператор котельной Надежда Голикова. – Скоро будем производить отключение тепла: сначала остановим котлы, затем – сетевой насос, перейдем на летнюю схему. Летом у нас для подачи горячей воды по-прежнему будет работать паровой котел и участок химводоочистки.

На этом участке нас встречает аппаратчик химводоочистки Светлана Рощупкина:

– Я слежу за качеством химочищенной воды, которую мы готовим для питания паровых котлов. От качества воды зависит и отсутствие аварийных ситуаций. Например, излишняя жесткость воды может привести к коррозии и накипи на трубах, а это чревато аварией. В зимний период значение нашего участка особенно возрастает, потому что ни в коем случае нельзя разморозить магистраль. Но с оборудованием при этом постоянные проблемы – начинаем регенерацию фильтра, а тут и задвижка выходит из строя. Пока ее меняем, процесс регенерации отодвигается на неопределенное время. Насосы постоянно брызгают, случаются утечки воды…

Химочистка воды предполагает три ступени: осветление – удаление осадка и механической взвеси, затем вода проходит через натрий-катионитовый фильтр, который ее умягчает, задерживая соли жесткости. Третья ступень – дегазация, во время нее из воды удаляются растворенные газы. Только затем вода поступает в котлы и теплосеть. В том числе в водогрейные газомазутные котлы КВГМ-100-150. Правда, уже с конца февраля они отключены.

– Когда потеплело, мы перешли на менее мощные котлы, – рассказывает оператор котельной Татьяна Колесникова. – Водогрейные котлы КВГМ-100-150 рассчитаны на выработку больших объемов тепловой энергии. Когда более 30 лет назад их устанавливали, планировали отапливать с их помощью часть Выи. Я тогда только устроилась сюда работать, и как раз начали установку второго котла. Их очень ждали, потому что выйские котельные были старыми, оборудование – изношенным. А потом началась перестройка, и все эти планы остались планами.

Мой гид по котельной ВОЦа слесарь газовой службы Николай Карпенко предлагает посетить еще один участок – мастерскую по ремонту оборудования, а по пути делится тем, что наболело:

– Наша котельная – объект стратегического назначения, и это – не фигура речи. Но должного внимания котельной, я считаю, не уделяется. Благодаря кому есть у нас тепло и горячая вода? Благодаря вот этим людям – операторам, стоящим у котлов, слесарям, восстанавливающим наше изношенное оборудование. Насосы постоянно выходят из строя, задвижек и вентилей на замену нет.

Слесарь по ремонту оборудования Михаил Таипов и электрогазосварщик Александр Кузнецов подтверждают слова Николая:

– Буквально сегодня собрали большой сетевой насос, который предварительно отремонтировали. Уже запустили, вроде работает. А вообще, насосы выходят из строя ежемесячно: месяц отработал – пора на профилактику.

Но это – цветочки, ягодки для Михаила и Александра начинаются только теперь – с окончанием отопительного сезона:

– Летом работы очень много, потому что необходимо отревизировать все имеющееся у нас оборудование.

Есть и другая проблема – недостаток запчастей для полноценной ревизии.

– Заявки энергослужбами цехов, конечно, подаются, но распределяют их производственники, для которых первостепенны свои, производственные задачи, – комментирует Анатолий Стариков. – Котельные и их потребности отходят на второй план. Тем не менее, к ревизии оборудования мы уже приступили. Впереди – новый отопительный сезон.

Юлия Григорьева.
Фото автора.