Погрузка руды со скреперного полка.Погрузка руды со скреперного полка.Нет нужды подробно объяснять, что состояние парка вагонов и добыча – вещи взаимозависимые. Шахты комбината всерьез занялись ремонтом вагонов. Для «Естюнинской» этот процесс – далеко не безболезненный.

Если быть совсем точным, то проблема возникла не вчера. И даже не позавчера: она из разряда хронических. Скажем, год назад по предложению ОГМ был спланирован ряд мероприятий по стабилизации работы участка ВШТ «Естюнинской». Судить об их масштабе позволяет цена вопроса – свыше 1,7 миллиона рублей.

– В феврале 2016 года был издан приказ директора о реализации мероприятий по обеспечению подвижным составом горных работ на шахте, – вспоминает начальник участка ВШТ Дмитрий Герчиков. – Мы должны были перераспределить вагоны в пользу очистных и проходческих работ, создать оборотно-ремонтный фонд запчастей и материалов. К закупу в 2016 году были определены: 60 вагонных колес, 32 колесные пары, 4 литые опоры, подшипники 7520 и 7522 – по 280 штук. Был заказан лист «десятка», лист «двадцатка» и уголок для восстановления вагонов. В 2016 году мы вообще не получили ни листа, ни уголка, подшипников 7522 получили 118 штук, подшипников 7520 – 111. Литых опор не получили вообще. И колесных пар – 10 вместо 32, колес вместо 60 – 40. Все это в конечном итоге сказалось на подвижном составе.

В ноябре 2015 года парк исправных вагонов на «Естюнинской» составлял 70 единиц. Такова и есть насущная потребность шахты.

– В идеале мы планировали укомплектовать вагонами добычные участки № 1 и 3 – по 30 вагонов. Плюс 10 вагонов на проходке. Итого 70 вагонов, – подтверждает Дмитрий Анатольевич. – В данный момент на первом и третьем участках в работе 59 вагонов, восстанавливаем вагоны для проходчиков.

Восстановление, как и было сказано, проходит сложно. До недавних пор специалистам ВШТ удавалось ремонтировать по одному вагону в смену. Теперь их количество удвоилось: по одному на каждом горизонте шахты. С прошлой недели службу депо перевели на двухбригадный график работы. Однако удалось ликвидировать следствие, но не причину. Хотя почему «причину», в единственном числе? Их на «Естюнинской» – целый комплекс. Первая из них – обеспеченность запчастями и материалами. Подшипники 7520 и 7522 шахта недавно получила, но разве дело этим исчерпывается?

– Оборотного фонда для своевременного восстановления вагонеток у нас до сих пор нет, – говорит Герчиков. – Значит, нет и планомерного ремонта по графику ППР. Все идет в авральном режиме из-за нестабильных поставок. Как выходим из положения? Мы выдали часть вагонов на поверхность, чтобы здесь их разобрать, снять с них колесные пары, которые в дальнейшем могут быть пригодны для эксплуатации. Мы сняли их с тех вагонов, которые подлежат списанию, требуют восстановления кузовов, рам. Вагоны оставили на поверхности до лучших времен, а колесные пары опустили в шахту.

Вторая проблема, влияющая на темпы ремонта, – кадровая. Ремонтом вагонов должны заниматься 13 специалистов. Фактически их – 11.

– Не хватает одного электрослесаря, – сообщает Дмитрий Герчиков. – Не хватает машинистов электровоза, которые своевременно могли бы доставлять вагоны в депо для ремонта: у меня есть один человек вместо шести по штату. Спасибо начальникам добычных участков, они помогают своими людьми. А самая большая сложность в том, что нет у меня лица технического надзора, то есть электромеханика депо. Как механик в прошлом году рассчитался, так никого и нет. Привлекаем электромеханика с дробилки, ему приходится обслуживать два участка. У него и опрокиды, и дозаторная, и депо – как тут успеть?

Плюс еще один нерешенный вопрос: вышла из строя установка, на которой проводили наплавку колес.

– Нам не раз приходилось ремонтировать источник тока на наплавочной установке, – рассказывает начальник участка ВШТ. – С начала 2017 года ее простои составили два календарных месяца. Сами мы восстановили 22 колеса. Больше не наплавляем…

Последнюю проблему естюнинцы создают своими руками: грузят негабарит и волочат вагоны от места схода к стрелочным переводам. Результаты известны: пробои кузовов, деформация рам, обрыв литых опор, колес и буферов.

Так что ремонт вагонов оказался для естюнинцев довольно-таки непростой задачей. Посильную помощь шахте здесь оказывает ОГМ: в очередной раз намечены мероприятия по ремонту вагонов и определена потребность в запчастях.

– Шахта в состоянии эффективно ремонтировать вагоны, – уверен Дмитрий Герчиков. – Но при двух условиях. Во-первых, нам нужен электромеханик депо. Во-вторых, должна быть стабильная поставка запчастей и материалов. Если все это у нас будет, справимся с ремонтом до конца апреля.

Александр Кузьменков.