Евгения Бессонова.Евгения Бессонова.Если цех сетей и подстанций на тагильской площадке только что создан, то аналогичное подразделение города Кушва работает в составе ВГОКа уже девять месяцев.
Как и тагильский, кушвинский ЦСиП принадлежал организации «ЕвразЭнергоТранс», а когда в октябре 2015 года был передан ВГОКу, почти весь коллектив цеха удалось сохранить. Конечно, и здесь не обошлось без оптимизации, тем не менее, штат сегодня укомплектован почти полностью.
В состав цеха входят несколько участков: электротехническая лаборатория, участок по ремонту оборудования, участок по обслуживанию подстанций и участок воздушных кабельных линий.
Все это я узнаю по прибытии. А в дороге становится известна еще одна новость, потому что еду в одной машине с диспетчерами электросетей. Дорога долгая, и женщины обсуждают различные темы: садоводство, здоровье, дети и внуки. Однако все их разговоры постоянно сворачивают на последнюю новость – подстанцию Тяговая нижнетагильский ЦСиП передает кушвинскому на временное обслуживание.
Предполагается, что кушвинские диспетчеры будут работать с подстанцией Тяговая дистанционно, контролируя все действия дежурного электромонтера по телефону. Профессия диспетчера электросетей требует не только электротехнических знаний, но и повышенной ответственности. Отвечать, в случае чего, придется им. На подстанции Южная я смогла увидеть, как происходит совместная работа электромонтера и диспетчера, оперативные переговоры и переключения.
Диспетчер Наталья Теплоухова дает задание дежурному электромонтеру Ольге Протасовой отключить и заземлить подстанцию Аглофабрика в связи с аварийной ситуацией – на линии 35 киловольт возникла угроза схода с крыши металлического листа. Ольга Филипповна дословно повторяет распоряжение диспетчера и отправляется его выполнять. Вернувшись, еще раз детально докладывает, что и в какой последовательности было сделано. Такими профессиональными ритуалами здесь не пренебрегают – безопасность превыше всего.
– Сейчас линия отключена, заземлена с питающей подстанции ГБД, – объясняет мне Наталья Ивановна. – Обычно линию мы отключаем с двух сторон. Но в данный момент она отключена с трех сторон, потому что питание на нее идет с подстанции ГБД на подстанцию Аглофабрика и на подстанцию Южная. Теперь можно приступать к устранению аварии.
Каждый свой шаг диспетчер поминутно фиксирует в журнале, оперативно оповещая о ситуации другие службы.
Через несколько минут приходит известие о том, что аварийная ситуация ликвидирована – работники участка по ремонту оборудования сняли упавший металлический лист.
– Такие аварии вообще-то редкость, – рассказывает подменный диспетчер Евгения Бессонова.
Раньше Евгения работала дежурным электромонтером, затем прошла обучение на диспетчера электросетей, стажировку на всех подстанциях цеха и сейчас работает уже самостоятельно.

– Эта профессия требует большой ответственности, – продолжает она. – Диспетчер отвечает за всех дежурных электромонтеров, за все переключения оборудования, согласовывает все свои шаги с другими участками, контролирует действия электромонтеров. Но я ответственности не боюсь. Страшно только во время грозы, когда оборудование начинает отключаться.
Разговаривая с женщинами, все больше убеждаюсь, что на должность диспетчера электросетей человека с улицы не возьмешь.
– Конечно, – соглашается начальник участка по обслуживанию подстанций Наталья Рожина. – Здесь требуется не только специальное образование и, как минимум, умение читать электросхемы, но и опыт работы. Ситуации случаются разные, и диспетчер должен уметь оперативно на них реагировать, знать технические тонкости всех своих подстанций.
Всего на участке Натальи Алексеевны восемь подстанций и 11 ТП, разбросанных в радиусе шести километров. Все их единовременно обслуживают два дежурных электромонтера и один диспетчер. Теперь в этом списке появится еще одна подстанция – Тяговая.
– Самая большая проблема – ее удаленность от нас, – оценивает минусы нового приобретения Наталья Рожина. – Но передача Тяговой нашему цеху сетей и подстанций на временное обслуживание – мера вынужденная. Связана она с тем, что эта подстанция питает железную дорогу, а значит, работать должна круглосуточно, без вынужденных остановок. Нужен диспетчер, чтобы контролировать дежурную на подстанции, давать ей разрешения и распоряжения хотя бы дистанционно. Если бы мы были уверены в квалификации работающих там электромонтеров, мы бы чувствовали себя намного спокойнее. Тем не менее, других вариантов сегодня нет – попробуем, посмотрим, что получится.
Юлия Григорьева. Фото автора.