Очередной выездной рапорт состоялся на шахте «Естюнинская».
Начальник шахты Игорь Богачев доложил об итогах работы естюнинцев в первом полугодии 2016 года:
– Наше подразделение работает отвратительно. Горной массы с начала года мы добыли 442 тысячи тонн. Отставание от бюджетных показателей составило 156 тысяч тонн, отставание от оперативного планирования – 88,4 тысячи. Качество горной массы ниже планового: по бюджету – 23,85 процента, по плану – 20,83, а реально оно составляет 20,19. План по добыче руды с начала года – 515,4 тысячи тонн, добыто же 427,6. Изначально бюджетом была предусмотрена проходка 5000 погонных метров. Это позволяло нам подготовить на 2017 год запасы в объеме 1 миллион 200 тысяч тонн. Но план проходки абсолютно не выполняется. Мы даже не выполняем показатели по оперативному планированию, не говоря о какой-то перспективе: полугодовой бюджет составляет 2436 метров, оперативный план – 1208, а пройдено 969. Это в три раза ниже бюджетных показателей.
Ситуацию с нарезными и буровыми работами также можно назвать критической. Впрочем, Игорь Геннадьевич не ограничился констатацией фактов, а попытался их детально проанализировать:
– Основная причина плохой работы на добыче и проходке – неудовлетворительное состояние железнодорожных путей и подвижного состава. Но вопрос сегодня решается. Мы уже получили 12 вагонов, и в этом месяце ситуация поправилась. Но пути в таком состоянии, что работу можно назвать авральной. Не хватает бурового инструмента и запчастей к перфораторам. Опять же не скажу, что эта проблема вообще не решается – дело движется, хоть и с большим скрипом. Есть и еще два фактора отставания: дефицит отбитых камерных запасов и недоштат по основным профессиям. Сейчас не хватает пяти машинистов электровоза и 14 проходчиков. А в целом по предприятию не хватает около 50 человек.
Между тем, Богачев уверен: шахта может добывать 1 миллион 200 тысяч тонн горной массы в год и выдавать конкурентоспособную руду. Это подтверждает динамика работы подразделения в последние пять лет. Скажем, в 2013-ом производительность труда составляла 209 тысяч тонн на человека, а средняя зарплата равнялась 30 тысячам рублей. Однако лучшие времена, похоже, в прошлом: даже не слишком удачный прошлый год естюнинцы поминают добрым словом. Ближайшие перспективы начальника шахты не радуют:
– Мы дорабатываем сами себя. При таком раскладе по году просматривается цифра около 850-870 тысяч тонн. Но это не страшно, это уже свершившийся факт. Страшно, что с такими темпами проходки мы в будущем году добудем максимум 700 тысяч тонн. Если проблемы не будут решаться, следующий год станет крахом для нашего подразделения. В работе сейчас один горизонт, где мы можем управлять качеством – минус 240 метра. Отбитой руды в камере на горизонте минус 180 метра на этот месяц оставалось 40 тысяч тонн. В августе она закончится, а с сентября на 180-м будем работать на том, что Бог подаст, и качество станет неуправляемым.
В таких обстоятельствах шахтеры прибегают к отработанной тактике: уходят на больничный. Заболеваемость по сравнению с первым полугодием 2015-го возросла на 23 процента в случаях и на 14,8 процента в днях.
– Не редкость, когда здоровый мужик берет больничный по уходу за ребенком, – отметил Богачев. – Почему не жена, непонятно. Конечно, мы такие случаи не проверяем, мы уважаем законодательство. Но в целом есть над чем подумать: зарплата людей не устраивает, и они уходят на больничный, лишь бы не работать. В июне мы провели комиссионную проверку людей, находящихся на больничном. Объехали 21 человека, троих не оказалось дома. Двое из них уволены, по третьему вопрос решается.
Тем не менее, руководство «Естюнинской» стремится переломить неблагоприятную ситуацию. На шахте разработана программа стабилизации производства. Ее реализация станет стратегической задачей подразделения до конца года. В программе пять пунктов. В августе предполагается разработать новое положение по оплате труда забойной группы. На ноябрь запланированы три мероприятия: замена холодильников, поршневой группы и шатунной группы поршневого компрессора 4ВМ10120 / 9, замена дисков фрикциона и дробящих плит дробилки СМД-118 на горизонте минус 253 метра и замена боковых броней питателя той же дробилки. Кроме того, до конца года следует укомплектовать штат проходчиков и машинистов скреперной лебедки.
Главный инженер комбината Николай Рябов предложил внести в программу коррективы:
– В основные задачи надо включить обучение вторым профессиям. Вы сами говорили, что у вас проходчики выполняют план на 50 процентов. То есть, нет фронта работ для машинистов буровой установки. Когда начнут выполнять план в полном объеме, понадобятся крепильщики и машинисты буровой установки.
– Основные задачи меня, откровенно говоря, разочаровали, – подытожил генеральный директор ВГОКа Андрей Лунегов. – Мелковато. Хотелось, чтобы основные задачи были более взвешенными, продуманными и комплексными. Я бы дал вам время до конца месяца, чтобы основные задачи выглядели более серьезно. Что касается положения об оплате труда, то мы их на «Естюнинской» в последние полтора года меняли раза три. Но это не привело хоть к какому-то положительному результату. Положение менять надо, но я попрошу не ходить в десятый раз одним и тем же путем. Что касается кадров, то ни в одном подразделении не занимались комплектацией штата столько, сколько на «Естюнинской». Были времена, когда он был полностью укомплектован, да толку от этого не было. Поэтому не повторяйте прошлых ошибок.
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ