Георгий Николаев на горизонте минус 240 метра.Георгий Николаев на горизонте минус 240 метра.На «Южной» подводят итоги специального массового взрыва, который состоялся в этаже минус 160-240 метра.

Он прогремел воскресным утром 15 ноября – ровно в 8.00.

– Мы в диспетчерской время по таймеру отслеживали: 7:57, 7:58, 7:59, – вспоминает заместитель главного инженера по буровзрывным работам Георгий Николаев.

Готовиться к взрыву на шахте начали за два месяца. Что, впрочем, немудрено: взрыв такого масштаба – первый в истории «Южной». Да и в истории комбината события подобного рода происходили нечасто. К этому шагу кушвинцев подтолкнула производственная необходимость.

– Взрывом были погашены целики и потолочина блока 9 второй очереди панели два и панели три горизонта минус 240 метра, – рассказывает главный инженер шахты Андрей Лазукин. – Первоначально, согласно проекту на отработку, должны были быть взорваны целики и потолочина второй панели, потом – третьей панели. Однако, в связи со сложными горно-геологическими условиями в третьей панели и влиянием зоны очистных работ при отработке соседнего блока 8 на устойчивость выработок блока 9, протоколом технического совещания при главном инженере комбината весной 2015 года было внесено изменение в проект на отработку блока 9. Согласно ему одновременно развиваются компенсационные камеры панели два и три и производится взрывание целиков и потолочин обеих панелей.

Известие о взрыве Кушва восприняла неоднозначно. Интернет-завсегдатаи, мало знакомые с географией выработок, поспешили затеять в сети дискуссию, не уйдет ли город под землю. Слухи, как всегда, оказались изрядно преувеличены. Максимум, что могло произойти на близлежащей улице Маяковского – звон посуды.

Перед горняками «Южной» стояли основные задачи: поддержание в безопасном состоянии выработок блока 9 до и во время заряжания скважин, дополнительное крепление выработок, примыкающих к блоку 9 с целью их сохранения, ряд мероприятий по сведению к минимуму действия ударно-воздушной волны на внутришахтные коммуникации и сооружения. На дополнительное крепление выработок блока 9 поддерживающими распорными стойками и костровой крепью перед взрывом ушло порядка 60 кубометров круглого леса. По словам очевидцев, выглядело это самым настоящим частоколом. Но крепежными работами кушвинцы не ограничились.

– Были опасения за сохранность фланговых вентиляционно-ходовых восстающих, – говорит Андрей Лазукин. – Потому их оградили водоналивными перемычками. Они сыграли свою положительную роль: разрушений не было. Кроме того, подстраховались от последствий ударной воздушной волны и создали водоналивную перемычку у входных ворот склада взрывчатых материалов на горизонте минус 240 метра. Ворота сохранились.

Зарядка началась за девять дней до взрыва. Было заряжено 2025 скважин общей протяженностью 48 километров, заряд взрывчатых веществ в них составил 246,7 тонны. В общей сложности на подготовке и заряжании, включая загрузку и погрузку спецмашин, доставку, охрану, заряжание скважин, было задействовано около 200 человек.

– Честно говоря, я думал, что трудно будет людей на эту работу поднять, – признается Георгий Николаев. – Но убеждать никого не пришлось, работали все самоотверженно. Видимо, понимают, что это наша перспектива. И не только шахты, но и города. Где кушвинцу работать? Только на молокозаводе да у нас…

– Трудно кого-то отметить, – дополняет подчиненного главный инженер. – Рабочие звенья всех трех смен работали слаженно, график заряжания был выдержан. Отдельно отмечу начальника буровзрывного участка № 7 Бориса Черных, его заместителя Артема Вершинина и заместителя главного инженера по буровзрывным работам Георгия Николаева, на плечах которых лежала основная ответственность за безопасность и грамотная организация работ при заряжании скважин. Они с честью выдержали этот экзамен, в очередной раз показав себя высококлассными специалистами и руководителями. Благодарен всем работникам шахты, принявшим участие в подготовке и проведении специального массового взрыва.

Взрыв на «Южной» длился всего 10 секунд. Но за это время было отбито 720 тысяч тонн руды с содержанием железа 26,2 процента. По горизонту минус 240 метра бегут груженые вагонетки – результат вполне нагляден.

– Руду, полученную в результате взрыва, мы будем добывать до конца этого года и в следующем году, – подводит итоги Андрей Лазукин. – В этом году возьмем около 120 тысяч. И около 600 тысяч тонн отбитой руды перейдет на 2016 год. Объемы годовой программы по добыче руды по шахте на 2016 год – 1 700 тысяч тонн. В будущем году предстоит готовить и взрывать новые блоки, но приличный запас отбитой руды у шахты уже есть.

Александр Кузьменков.

Фото автора.