Заменой лампочек и двигателей не обойтисьЕще в 2011 году вышел в свет технический регламент Таможенного союза о безопасности подвижного состава, который распространяется на все локомотивы, работающие на территории стран Таможенного союза.

– В этом регламенте оговорены требования ко всем типам подвижного состава, в том числе принято решение о необходимости модернизации локомотивов, которые уже выработали свой назначенный ресурс, – рассказывает главный инженер ПЖТ Эдуард Носков.

Самое же неприятное в этом документе – конкретно оговоренные сроки и порядок проведения модернизации. Срок ввода требований регламента обозначен – 1 августа 2016 года. Час «икс» неумолимо приближается.

– В связи с этим у нас возникла масса вопросов, – комментирует Эдуард Анатольевич. – Во-первых, пока не очень понятно, каким образом производить модернизацию. Существуют общие технологические требования, но каждый локомотив при этом индивидуален. Во-вторых, в России есть всего 11 экспертных организаций, работающих в этом направлении, причем 10 из них находятся в Москве. А промышленных локомотивов, которые подпадают под требования регламента, насчитывается в России около восьми тысяч.

Для каждого из таких локомотивов необходимо провести экспертизу, то есть определить его несоответствия требованиям технического регламента, дать технические решения – каким образом провести модернизацию, найти организацию, которая может выполнить все необходимые работы, и поставить модернизированный локомотив на учет в госреестре.

– Конечно, выполнить такую работу в течение оставшегося года нереально, – считает главный инженер ПЖТ. – Но и сидеть сложа руки, совершенно не занимаясь этой проблемой, – тоже неправильно. Организационную работу и планирование необходимо начинать уже сейчас, чтобы, как минимум, определиться с ценой вопроса. Во сколько нам обойдется модернизация локомотивов, и не дешевле ли заменить выработавшие свой срок электровозы на новые или уже прошедшие модернизацию? Затраты в любом случае предстоят очень серьезные.

Законодательно неуточненным остается лишь вопрос о технологических локомотивах. На данный момент критерий таков: если локомотив работает исключительно с технологическими вагонами (например, электровозы, которые возят руду с шахты «Естюнинская» или известняк с Гальянского карьера), то на сто процентов требования регламента к нему не предъявляются.

– Однако этот же локомотив может взять вагоны операторской компании, чтобы отвезти концентрат с ВОЦа или агломерат с ЛАЦа на станцию Площадка. И в таком случае он уже не будет считаться технологическим, все требования регламента к нему будут применимы, – уточняет Эдуард Носков. – Поэтому нам рекомендуют заниматься модернизацией всего подвижного состава. Единственный плюс предстоящей работы: достаточно провести экспертизу одного локомотива, чтобы полученные технические решения применить по стандарту на все наши достаточно однотипные электровозы.

Сложность же предстоящей модернизации заключается в необходимости проведения дефектоскопии рамы, всех несущих конструкций и ходовой части локомотива. Заменой лампочек и двигателей в данном случае не обойтись. Локомотив должен соответствовать всем требованиям электробезопасности, химической и биологической безопасности, санитарным нормам. Работа предстоит большая.

Юлия Григорьева.