Сергей Прилепин и Сергей Азовский.Сергей Прилепин и Сергей Азовский.Заиливание штольни между Высокогорским обогатительным цехом и Главным карьером – одна из хронических проблем ВОЦа. Обогатители вместе со специалистами ЦТА ищут способ ее решить.

Главной причиной заиливания в ВОЦе считают нарушение технологических параметров производства: чем крупнее измельчают сырье, тем быстрее происходит заиливание. По словам начальника цеха Сергея Тюленева, один из путей решения проблемы – установка в штольне датчиков предупреждения. Эта идея принадлежит главному инженеру ВОЦа Сергею Скорнякову: он давно настаивал на том, что система раннего предупреждения избавит цех от постоянной напасти. Ведь чем быстрее обогатители узнают о заиливании, тем оперативнее прореагируют на него.

На днях специалисты ЦТА установили в штольне подобный прибор.

– Технологическая схема здесь такова: фабрика мокрого обогащения сбрасывает шламы в штольню, которая ведет к Главному карьеру, – говорит начальник цеха технологической автоматизации Сергей Прилепин. – Естественно, иногда возникают аварийные ситуации: пульпа из лотка выходит на ходовой, снижается скорость потока, и все зашламовывается. В результате приходится периодически размывать штольню и приостанавливать работу ВОЦа, что не лучшим образом сказывается на выполнении плана по производству концентрата.

Простои по причине зашламования штольни в первом полугодии 2015 года составили 123 секции-часа. Однако положение не представляется безвыходным.

– Есть у нас расходомер, и мы решили перенести его датчик в то место, где пульпа чаще всего выходит на ходовой, – продолжает Сергей Прилепин. – Будем использовать датчик как индикатор начала зашламования. Если датчик даст подобный сигнал, то технологи откроют трубу c дополнительной водой, и это не даст штольне зашламовываться: дополнительная вода все смоет. В ЦПТО нам подготовили кронштейн для этого датчика, и сейчас мы будем заниматься переустановкой прибора. Датчик используем немного не по назначению, но дадим в дирекцию по информационным технологиям формулу, там по ней обсчитают выходной сигнал, и мы будем иметь точное представление о положении дел. Самое главное здесь – уловить изменение уровня на сантиметр-другой. Это говорит о том, что ситуация уже нештатная. Предложение установить датчики высказывалось практически еженедельно на совещаниях по транспортировке хвостов в Главный карьер. Мы попробуем реализовать его и посмотрим на результат.

ЦТА сложно было изготовить кронштейн для датчика своими силами, поскольку в цехе нет ни слесарей, ни сварщиков, ни оборудования. Поэтому лишь разработали эскиз и передали его в ЦПТО. Чертеж готовил начальник участка технологической автоматизации ЦТА Сергей Азовский.

– Датчик для измерения аварийного выхода пульпы из лотка будет установлен на кронштейне, – поясняет автор эскиза. – Тот представляет собой металлический стол, по краям которого расположены шпильки. На них и будет укреплен датчик. А в центре кронштейна находится отверстие, через которое пойдет ультразвук.

В дальнейшем предполагается увеличить борта лотка в точке сброса из трубы, что позволит увеличить пропускную способность желоба.

Александр Кузьменков.

Фото автора.