В последнее время наиболее предпочтительной для ВОЦа является руда шахты «Магнетитовой», где не только выполняют план с опережением графика, но повысили и качественные показатели по содержанию железа.
Проходчики, добычники, крепильщики, машинисты шахтных электровозов и скреперных установок – вклад всех этих профессионалов в безупречную работу «Магнетитовой» неоспорим. Но сегодня в сопровождении заместителя начальника бурового участка № 4 Александра Огнетова я иду знакомиться с машинистами буровых установок.
На горизонте минус 518 метра камеру 5А обуривают две бригады – Владислава Локтионова и Федора Прощенкова.
– В 2014 году бригада Локтионова раньше других выполнила годовой план, – рассказывает Александр Николаевич. – Владислав Александрович – один из лучших наших бригадиров, имеет доплату за профессиональное мастерство. Уже на протяжении нескольких лет его бригаде поручают наиболее ответственные участки работы. Правда, разница между лучшими и худшими бригадами у нас незначительная, слабых бригад просто нет. Бригада Прощенкова, например, отлично показала себя при бурении ВРЗ (Восточно-Ревдинской залежи) горизонта минус 450 метра, где пришлось бурить крепкие, вязкие породы.
Мне повезло: сегодня «бригадирская» смена, и почти со всеми, о ком рассказывает Александр Огнетов, я могу познакомиться лично.
Пока один буровой станок находится в работе, бригадир Владислав Локтионов и слесарь Андрей Виниченко производят срочный ремонт другого станка.
– Сломалось зубчатое колесо, – поясняет Андрей. – Сейчас заменим его, и будет станок какое-то время работать как новый. Потому что ломаются они часто – постоянно ведь находятся в работе.
Таких слесарей, как Андрей Виниченко, ценит любой бригадир, поскольку текущий ремонт оборудования идет ежесменно. Только это и позволяет справляться с плановыми объемами.
– Сегодня в течение смены нам надо собрать станок, поднять его наверх и продолжить бурение вверх, – четко знает свою задачу Владислав Локтионов.
Машинистом буровой установки он работает с 1991 года. Начинал на шахте «Естюнинская», в 1999 году перевелся на «Магнетитовую».
– Никогда не хотел поменять сферу деятельности, даже не задумывался о такой возможности, – говорит Владислав Александрович. – Думаю, что легкой работы не бывает – везде есть свои нюансы. А особенности своей профессии я знаю неплохо.
Эту же тему продолжает и другой бригадир – Федор Прощенков:
– Держаться за ручки бурового станка может каждый, но если не разбираешься в этом производстве, обязательно напортачишь. А ведь необходимо еще постоянно помнить о соблюдении требований техники безопасности.
На данный момент у Федора Прощенкова проходит обучение машинист буровой установки Илья Пархачев, решивший повысить свой профессиональный разряд с четвертого на пятый.
– Илья вернулся на наш участок сразу после армии, чему мы очень рады, – делится Александр Огнетов. – Молодец парень – развивается профессионально, не хочет стоять на месте.
Сам Федор Алексеевич, работающий в шахте уже 12 лет, семь из них – бригадиром, тоже решил повысить профессиональный уровень, поступив в Уральский государственный горный университет:
– Я пришел работать в шахту с большим интересом к горнодобывающему производству. И интерес этот, как видите, до сих пор не угас. Я вообще уверен, что шахта либо принимает человека, либо нет. И ясно это становится буквально в первую же неделю работы.
– Да, – соглашается Александр Огнетов. – Достаточно много молодежи уходит, потому что не могут выдержать особенностей работы под землей. Поэтому на основные шахтные профессии целесообразно принимать людей, уже имеющих опыт работы в шахте. Кроме того, решается проблема взаимозаменяемости – большинство наших машинистов буровой установки имеют по две – три профессии. Эти люди не просто остаются работать в шахте, они постоянно повышают свой уровень и становятся отличными профессионалами.
Один из таких мастеров своего дела – бригадир Дмитрий Быстров, чья бригада обуривает блок 21 горизонта минус 530 метра, секции два, панели три бурением вниз.
На рабочем месте Дмитрия Сергеевича – чистота и порядок: канавки прорыты, веера очищены, буровой шлам убран в специально сколоченные для этого коробы.
– В нашей бригаде подобрался отличный коллектив, – комментирует Дмитрий Быстров. – Мы стараемся, чтобы к моменту передачи смены рабочее место было в порядке, а оборудование – в рабочем состоянии. Трудимся на совесть и помогаем друг другу.
В 2015 году бригада Быстрова идет по плановым показателям в лидерах шахты. Но и другие бригады, по мнению Александра Огнетова, достойны всяческих похвал:
– Бригадиру Александру Пислегину досталась опытнейшая бригада Евгения Петрова. На этих ребят всегда можно положиться. Бригада Владлена Аксенова тоже справляется с поставленными задачами. Сегодня, кстати, ребята будут перемещать станки и оборудование на горизонт минус 485 метра, в камеру 8А.
А что такое переместить бригаду? Это прежде всего перевезти 250-килограммовые буровые станки. В последнее время двигать станки приходится довольно часто. Если раньше до следующего перемещения бригада бурила на горизонте по 10-12 километров, то теперь бурение идет, в основном, на подгоризонтах и редко превышает шесть километров. Тем не менее, свою норму за смену – 20 метров – выполняет практически каждый машинист буровой установки. Участок с плановыми показателями справляется.
Обо всем этом мы беседуем с Александром Николаевичем в комнате отдыха и приема пищи, где нет, кстати, ни одного человека, хотя полдень уже близок. Все на рабочих местах. Кроме выполнения плановых объемов шахтеры готовятся к проведению массового взрыва, который собираются произвести 4 октября в камере 4А Восточно-Ревдинской залежи, на горизонтах минус 450-530 метра.
Уезжая с «Магнетитовой», опять ловлю себя на мысли, что здесь работают самые оптимистичные и дружелюбно настроенные люди. Приятно видеть улыбающиеся лица. Никто не жалуется на жизнь, невысокую зарплату или отсутствие материалов и запчастей. Проблемы здесь стараются решать собственными силами, поддерживая друг друга добрым словом и конкретной помощью.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ