На часах – 10.00. В расположении Нижнетагильского взвода начинаются тактико-специальные учения. В кабинет начальника ВГСЧ входит командир взвода Андрей Калинин.
– В шахте «Учебная» произошло возгорание в тепловой камере, – ставит задачу начальник части Алексей Аверин. – Возможно, в шахте находится один пострадавший. Приступаем к ликвидации и спасению.
Нынешние учения – часть ежедневной подготовки горноспасателей к возможным экстремальным ситуациям. Говоря казенным языком, это проверка готовности аварийно-спасательного звена и звена пожаротушения к ликвидации возможных аварий и спасению людей. По легенде в тепловой камере шахты «Учебная» возник условный пожар, причиной которого стало короткое замыкание. Рядом с очагом возгорания находится условно потерпевший – электрослесарь. Ликвидировать аварийную ситуацию будут два звена.
– Спасательному звену необходимо обнаружить пострадавшего, вынести его на свежую струю воздуха и провести реанимационные мероприятия, – объясняет начальник части. – Перед звеном пожаротушения поставлена задача ликвидировать очаг пожара в шахте «Учебная».
Горноспасатели усаживаются в автобусы и через две-три минуты прибывают к месту происшествия. Рядом с воротами «Учебной» идет проверка респираторов. Участники учений один за другим докладывают о готовности.
Андрей Калинин отдает команду:
– Первое отделение занимается разведкой, ищет пострадавшего, оказывает первую помощь и выдает на-гора. Связь держит через «Мотороллу». Четвертое отделение держит связь через «Уголек». Приготовиться к заходке!
Шахта «Учебная» – всего лишь подвал глубиной около 10 метров. Однако теснота и темнота здесь такие же, как в обычной шахте. Командир отделения Альберт Муртазин останавливается, чтобы отметить мелом на стене концентрацию газа, температуру и направление движения. Авария аварии рознь: возможна и затяжная – мало ли кто пойдет по твоим следам…
Минута-другая – и условно пострадавший обнаружен. Муртазин докладывает об этом наверх, командиру взвода.
– Оказывайте первую помощь и приступайте к эвакуации пострадавшего, – хрипло отзывается «Моторолла» в руках респираторщика.
Первым делом на «пострадавшего» надевают изолирующий респиратор.
– Чтоб не дышал продуктами горения, – комментирует Алексей Аверин. – Там и угарный газ, и всякая химия. Представляете, что бывает, когда кабели горят? Раз вдохнешь, и плохо будет…
«Пострадавший» уложен на носилки, зафиксирован ремнями и веревкой для транспортировки по вертикальным выработкам.
– Эвакуируем на свежую струю, готовьте медицинскую бригаду, – докладывает Муртазин на поверхность.
На поверхности первым делом меняют изолирующий респиратор на аппарат искусственной вентиляции легких «Горноспасатель-10». Горноспасатели – не медики и потому оказывают лишь первую помощь. «Пострадавший» передан бригаде «скорой помощи», учения окончены.
– Отделение один, отбой. Прибрать инвентарь, – распоряжается командир взвода.
Условно пострадавший, освободившись от ремней и веревки, поднимается с носилок. Сегодня эта роль досталась респираторщику второго класса Михаилу Мезенину.
– Михаил Вадимович, как считаете, спасли вас? – интересуется Калинин.
– Вполне! – отвечает тот. – Все достойно сделали.
Тем временем Альберт Муртазин снял панорамную маску и готов оценить работу своего отделения:
– Очень профессионально сработали.
А что думает вышестоящее начальство?
– Сбор-выезд я оцениваю положительно, – считает Андрей Калинин. – Ситуацию внизу я не видел, потому что находился на командном пункте. Связь работала отлично, действия командира и отделения – слаженные и четкие, для меня понятные. В целом, я думаю, можно оценить действия как удовлетворительные. Но все равно есть над чем работать. Я бы сделал упор на физическое состояние респираторщиков. Раньше горноспасателем можно было работать только после армии. А сейчас есть и те, кто не служил. Физическую форму набирают уже здесь. Поэтому тренировки надо проводить постоянно, чтобы мышечная память у людей была, как у спортсменов.
Окончательные итоги тактико-спасательных учений подводятся в кабинете начальника части.
– Отделения работали слаженно, – говорит Алексей Аверин. – Во все нормативы уложились и с задачами справились, как по спасению и оказанию доврачебной помощи, так и по ликвидации очага пожара.
Главный специалист отдела гражданской защиты населения городской администрации Елена Станиславец, приглашенная на учения, солидарна с начальником ВГСЧ:
– Я скорее всего в каких-то частных вопросах горноспасательных работ несведуща, но считаю, что все было на высоком уровне. Видно, что работают люди оперативно, навыки у них сформированы. Поэтому моя оценка – «отлично».
Александр Кузьменков.
Фото автора.
Comments by ВГ