Наверное, мало кто задумывался, сколько компьютеров установлено в цехах, лабораториях и управлении комбината.
А их – около 700. И примерно 200 единиц различной оргтехники – принтеры, сканеры, многофункциональные устройства… За бесперебойную работу всего этого «железа» отвечает небольшой отдел обслуживания рабочих мест дирекции по информационным технологиям, насчитывающий всего пять человек.
– Работаем, в основном, по заявкам, – рассказывает начальник отдела Сергей Ашихмин. – В среднем получаем около 200 заявок в месяц. После грозы количество заявок, как правило, увеличивается. Обращаются по различным вопросам. Иногда достаточно выпавший кабель в гнездо воткнуть, а бывают и сложные случаи – голову сломаешь, пока разберешься.
Кроме починки оборудования ребята отвечают и за его программное обеспечение – установку операционной системы, настройку и сопровождение стандартных программ.
Пока разговариваем, в кабинете появляется Оксана Таипова с ВОЦа:
– Буду временно замещать табельщика, привезла вам компьютер для настройки программного обеспечения.
Приняв заявку, компьютерщики берутся за орудия труда, одно из которых – обычный пылесос.
– Снимешь корпус системного блока, а там пыль сантиметровым слоем лежит, – объясняет специалист Алексей Парфенов. – Иногда достаточно просто пропылесосить системник, чтобы он опять нормально работал. А если техника стоит в цехе, в нее не просто пыль забивается, а пыль с мелкими частичками металла, из-за которых происходят замыкания.
– Но самая агрессивная для компьютеров среда – в лабораториях, – продолжает ведущий специалист Илья Кочуров. – Там системные блоки ржавчиной изнутри покрываются, а выходные разъемы окисляются.
К компьютеру ребята относятся без священного преклонения перед его безграничными возможностями. Для них эта машина – железный ящик с набором блоков и микросхем.
– Но если раньше корпус системного блока был просто оболочкой, а блоки и схемы поддавались ремонту, то с течением лет механизм компьютера становится все более замкнутым и емким, а ремонту поддается лишь блок питания, – объясняет Сергей Ашихмин. – Компьютер все больше превращается в комплект деталей. Сегодня проще и дешевле заменить блок или микросхему, чем ремонтировать их. И это несложно, а вот продиагностировать компьютер, найти причину его поломки помогает только опыт.
Сергей Леонидович начал ремонтировать компьютеры, как только они появились у широкого круга пользователей, и своими глазами наблюдал постепенное превращение неповоротливой ЭВМ в маленький планшет.
– Техника постоянно видоизменяется, поэтому нам приходится все время учиться, – говорит ведущий специалист Данил Рябов. – Проблему надо решить, а как мы это сделаем, никого не волнует.
Сегодняшняя проблема Данила – заблокированный планшет.
– Теперь это бесполезная железка. Планшет, в отличие от ноутбука, разблокировать очень сложно. Придется делать запрос в техподдержку.
Процессы оптимизации, идущие на ВГОКе, коснулись и компьютерного обеспечения – уже больше года новая техника не закупается. А это означает, что на отдел обслуживания рабочих мест ложится усиленная нагрузка по ремонту компьютеров.
– Однако отремонтировать машину недостаточно, – уверен Сергей Ашихмин. – Выпускаемое программное обеспечение становится все более «тяжелым», а работа компьютеров, соответственно, все более медленной.
И тут уж пользователям приходится проявлять чудеса терпения. Что же касается оргтехники, то она, по мнению начальника отдела обслуживания рабочих мест, может проработать вполне долго при нежном к себе отношении.
– Достаточно прогнать по невнимательности через принтер оборотку со скрепкой, чтобы он сломался.
Разбирая компьютер за компьютером, ребята утверждают, что новые машины из одной партии похожи как близнецы, а вот те, что пережили поломки, запоминаются, как пациенты для хирурга. Не каждого «больного» можно вылечить, но наши компьютерные хирурги достойно справляются с задачами, незаметно обеспечивая бесперебойную работу всего комбината.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ