Давно известно, что коллекционеры – люди особые, с сумасшедшинкой. Каждый загорается своим: марки, значки, иконы…
А что может собирать водитель автомобиля, работающий в автоцехе ВГОКа уже 20 лет? Конечно, машины. Но не реальные, а их модели. Коллекция Владимира Новикова насчитывает более 500 премиальных моделей автомобилей.
Свою первую модель машины Волга ГАЗ-24 Владимир помнит до сих пор, хотя получил ее в семилетнем возрасте.
– Эту милицейскую машину мне подарила мама, когда мы ездили на море. У нас на Урале таких игрушек в то время не продавали. И стоила она по тем временам очень дорого – 6 рублей 15 копеек. На эти деньги можно было два с половиной килограмма колбасы купить. Желтая, с мигалками, она очень отличалась от обычных игрушек, которые выпускал верхнепышминский завод «Радуга». Мы играли в то время неказистыми металлическими самосвалами. Неудивительно, что эта модель произвела невероятное впечатление. Она была будто из другого мира.

До того момента, когда Владимир Новиков начал осознанно собирать свою коллекцию, машинка не дожила. Но именно она положила начало увлечению молодого человека автомобилями и их детализированными моделями.
– В шестнадцатилетнем возрасте, это был 1987 год, мы с товарищем ездили на Шувакиш. Там, под Екатеринбургом, находилась огромная «барахолка» регионального масштаба, куда приезжали и пермяки, и челябинцы. Мой товарищ был модником и выискивал на этом рынке одежду, какой в магазинах не торговали: дутыши, костюм Adidas или пуховик. А я покупал модели автомобилей. Тогда как раз начали производить модели с открывающимися элементами – дверьми, багажником, и эта проработка и детализация меня буквально захватили.
Естественно, что стоили коллекционные модели слишком дорого для игрушек, и Владимир таковыми их никогда не считал. До 1992 года в продуктовых магазинах было шаром покати, но модели машин продавались. Правда, достать можно было лишь модели, произведенные в СССР. А после реформы Егора Гайдара продукты подорожали в 26 раз, что, конечно, наотмашь ударило по кошелькам населения. Но Владимир по-прежнему выкраивал средства на свое увлечение. Тогда на моделях появилась надпись made in Russia, а качество их значительно ухудшилось.
– Это было связано с тем, что штампы на производстве, существовавшие со времен СССР, износились, – считает Владимир Николаевич. – Модель производилась из цинкового сплава методом литья под давлением. Штампы не обновлялись, поэтому модели продавали все более корявые. Нарушалась и технология производства, из-за чего экземпляры, произведенные в 1990-е годы, были подвержены «цинковой чуме», то есть через 10 лет хранения такая модель начинала просто разваливаться, рассыпаться в руках. У меня таких моделей было немного, как и в целом моделей российского и советского производства – около 30 единиц.
Действительно, это лишь малая толика всей коллекции Владимира Новикова. Большинство экземпляров – от брендовых европейских фирм-производителей. В конце 90-х в страну зашел западный производитель, а с развитием торговых интернет-площадок купить премиальную модель или продать ненужную стало очень просто. Журнальные серии моделей, которые повсеместно продаются в киосках, Владимир Николаевич в коллекцию не включает, считая их китайским ширпотребом.
– Стоимость брендовой модели начинается от двух тысяч рублей и до бесконечности, – рассказывает коллекционер. – Есть очень дорогие советские модели. Видел на одной торговой площадке модель Нивы, за которую просят 90 тысяч рублей. Судейский РАФ Олимпиады-80, выпущенный в ограниченном количестве, можно купить за баснословную сумму около 500 тысяч рублей. Собственно, все модели, связанные с Олимпиадой или Всемирным фестивалем молодежи и студентов, стоят очень дорого.
Стоимость целой коллекции моделей авто составляет приличную сумму. Продав свою, Владимир Новиков смог бы купить хороший кроссовер. Только вот расстаться с коллекцией собирателя могут заставить лишь чрезвычайные обстоятельства. В некотором смысле это увлечение можно считать и определенной инвестицией, потому что цены на модели авто продолжают расти.
Владимира Николаевича расстраивает лишь тот факт, что жена его увлечения не разделяет, хотя и понимает, насколько оно важно для супруга. Дома у них стоят целые стеллажи с моделями – буквально музейная выставка. Свою коллекцию Новиков без ложной скромности считает лучшей в городе:
– В ней нет «мусора» в виде ширпотреба, чем я очень горжусь. Коллекция дает мне огромное моральное удовлетворение, потому что собиралась в течение нескольких десятилетий. С каждой моделью связана своя история. Да, я потратил много денег на свое увлечение, но ведь деньгами любоваться не будешь. А я иногда мимо стеллажей пройти не могу – зависаю возле коллекции, начинаю переставлять модели, потому что стоят они в два ряда.
Да и любой автомобилист зависнет перед таким стеллажом, потому что на его полках можно найти модель практически любого автомобиля.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ