У нас есть двойной повод рассказать о проходчике участка № 3 шахты «Южная» Валерии Кузнецове: профессиональный праздник и тот факт, что в этом году Валерий Геннадьевич занесен на Доску почета ВГОКа.
Сегодня Валерий Кузнецов – один из лучших шахтеров предприятия с огромным стажем подземной работы: с 1987 года работает в шахте, с 1990-го – на проходке, с 1994-го – на шахте «Южная».
Мой собеседник родился в Казахстане еще в то время, когда он был одной из республик Советского Союза. Учился в железнодорожном техникуме в Челябинске, получил специальность техника-механика по ремонту грузовых и пассажирских вагонов. Два года отслужил в Германии в войсках самоходной артиллерии.
– Раньше служить было очень интересно, – считает Валерий Геннадьевич. – И технику мы серьезно изучали, и в боевых стрельбах регулярно участвовали, и Германию немножко посмотрели.
Вернувшись домой, в поселок Жезды, Валерий устроился слесарем на местную фабрику, но проработал там недолго. Друг позвал на шахту и даже устроил Валерию экскурсию по ней: показал, что да как.
– Первое впечатление, наверное, у всех самое сильное. Помню, там перфораторы работали в четыре молотка, шумно было очень, сыро и туман вокруг стоял. Но меня тогда даже легкая дезориентация не испугала.
В шахте «Центральная», где добывали марганцевую руду, Кузнецов и получил первый опыт проходческих работ.
А позже, когда начался развал Союза и русским в Казахстане стало неуютно, молодой шахтер вместе с женой перебрался на Урал.
– В Кушве у меня жила сестра, сюда мы и приехали. К тому же здесь существовал большой, самостоятельный рудник, на который меня, имеющего опыт подземной работы, взяли сразу и без проблем. В этом году ровно 30 лет, как я живу в Кушве и работаю на «Южной».
За эти годы Валерий Кузнецов пустил в Кушве крепкие корни: обзавелся собственным жильем, оброс друзьями, в семье родились две дочки, а сейчас у шахтера и внучка есть.
– К уральскому климату мы не сразу, но привыкли. В Казахстане дождя как манны небесной ждут, а на Урале так иногда заливает, что любому просвету рады. Кушва нам понравилась. Поначалу были очень удивлены, когда увидели зимой Деда Мороза со Снегурочкой, которые в санях ездили по городу и поздравляли жителей с Новым годом. Такие моменты делают город привлекательным.
На «Южной» Валерий Геннадьевич получил несколько сопутствующих шахтных профессий и обучил массу начинающих шахтеров.
– Только вот, к сожалению, не все они остаются потом работать. Кто-то так и не может привыкнуть к шахте. Хотя коллектив у нас отличный. Раньше таким был, и сейчас таким остался. По большому счету это всегда и держало меня на шахте: коллектив и профессия, благодаря которой я чувствую себя мужчиной, знаю, что делаю важное, серьезное и непростое дело. Профессия проходчика – это тяжелый физический труд и серьезная опасность. Проходчики идут первыми, поэтому люди этой профессии максимально ответственны. Они всегда помнят об опасности и о том, что следом за ними пойдут другие. Это очень важно для проходчика, да и для любого шахтера – четко оценивать риски и не забывать об опасности. Бывает, видишь ненадежный участок и всю работу откладываешь, несмотря на план. Сначала надо привести выработку в безопасное состояние, а уж потом метры проходить. Только так. Но я подумываю завязывать с подземкой. Полтора забойного стажа уже выработал. Пора переходить на поверхность.
Шахтеров советской закалки отличает широкая эрудированность, уравновешенность и доброжелательность, поэтому общаться с ними очень приятно. Они с удовольствием рассказывают о своей профессии, но не любят говорить о себе. Поэтому рассказать о Валерии Кузнецове я попросила начальника подземного комплексного участка № 2 Виталия Копылова.
– Я пришел на участок в 2012 году взрывником, когда Валерий Геннадьевич уже давно работал проходчиком, – издалека начинает Виталий Копылов. – И довольно часто так совпадало, что мне как взрывнику приходилось заряжать забой после того, как Валерий Геннадьевич его отбурит. Я сразу заметил, как качественно отбурены его забои: все аккуратно, прибрано, по паспорту. Образцовая выработка, которую приятно заряжать. Позже, когда стал горным мастером, я знал, что если Валерий Геннадьевич в моей смене, то все будет в порядке. Это очень ответственный человек, на которого всегда можно рассчитывать. Потом, когда участок разделили, Валерий Геннадьевич захотел поработать на проходке нового горизонта минус 320 метра и перешел на участок № 3. Мне было очень жаль терять такого проходчика, но делать нечего. Третьему участку повезло, потому что Валерий Геннадьевич Кузнецов ориентируется в любом задании, справляется с механической частью, про технику безопасности я и не говорю. Это образец того, каким должен быть проходчик.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ