На нашем комбинате трудится представитель одного из старинных русских ремесел – Виктор Прилепин, начальник отдела сопровождения прикладных систем ДИТ.
Все члены его семьи обладают солидным творческим потенциалом. В разные периоды жизни все без исключения Прилепины, начиная с главы семейства и его супруги Анны и заканчивая пятью детьми, увлекались и продолжают увлекаться различными видами творчества. В списке всего, чем наполнена их жизнь, никогда не поставить точку. Он постоянно расширяется: детей и взрослых увлекает спорт, единоборства, хореография, живопись и музыка, декоративно-прикладное творчество. Прилепины всех поколений постоянно открывают в себе новые грани талантов и отыскивают новые сферы их применения.
Впрочем, одно из последних увлечений Виктора Семеновича, связанное с художественной обработкой древесины, сложно назвать новым.
– Меня с детства тянуло к работе с деревом, – признается Виктор Прилепин. – В школьные годы я, как и мои сыновья сейчас, с удовольствием ходил в кружок деревообработки. Потом, в молодости, было уже не до этого – учеба в институте, семья, рождение детей отнимали время и силы. И вот незадолго до пандемии 2020 года я внезапно вспомнил о своем давнем интересе к дереву. Началось с того, что старший сын к отцу пришел: «Пап, – говорит Степан, – хочу вырезать ложку». И буквально через несколько дней я выясняю, что один из моих хороших знакомых как раз увлекается этим промыслом. Договорился с ним о встрече, привел старшего сына и дочь Полину, которая тоже загорелась этой идеей, познакомил с мастером и его мастерской. Взялись с ними вырезать ложки, а процесс этот небыстрый, особенно поначалу, требует усердия и усидчивости. Несколько вечеров мы вчетвером провели за вырезанием ложек, – у каждого получилась своя, особенная. Пока продолжался «курс молодого ложкаря», подъехал заказанный на маркет-плейсе ложкорез, а я успел изготовить своими руками несколько прямых резцов. Я думал детей «заразить» этим занятием, но в итоге даже больше, чем они, увлекся сам. Ведь оно сродни медитации, позволяет отдохнуть от умственного напряжения после трудового дня.
Поначалу творческий процесс шел медленно, работать получалось урывками, ведь большая семья требует постоянного внимания, и на себя времени почти не остается, так что на каждую новую ложку уходило в среднем несколько недель. К тому же, «топорную» часть работы, связанную с первичной обработкой древесины, приданием ей формы, Виктор старался проводить вне дома – в саду или гараже. Но потом и топориком приспособился орудовать в стенах городской квартиры так, чтобы никому при этом не мешать. И дело пошло быстрее.
Материал для работы, по словам Виктора, в магазине искать совсем необязательно, ведь он лежит под ногами.
– В городе периодически проводится кронирование деревьев, а это повод пополнить запасы материала – клена, березы, яблони, а иной раз даже дуба, – говорит мастер. – Главное не зевать и успевать до приезда мусоровоза, пока спиленные макушки деревьев еще лежат во дворах. Однажды я подобрал превосходный обрезок березы по дороге в Кушву, куда ездил по работе, тем самым обеспечил себя материалом на пару месяцев вперед.
За несколько лет Виктор Семенович сначала освоил изготовление ложек из свежей древесины, затем постепенно стал постигать различные хитрости, позволяющие расширить выбор материала. Например, обработка дерева в кипящем растворе соли, что делает материал более податливым, защищает от растрескивания и коробления. Эксперименты с различными маслами для пропитки готового изделия также принесли свои плоды и подарили мастеру бесценный опыт. Он утверждает, что наилучшее масло для кухонной деревянной утвари – льняное. Оно экологично, безопасно и лучше других полимеризуется после пропитки древесины, превращаясь в своего рода пленку, защищающую изделие от воздействия воды и других факторов. А чтобы избежать излишней желтизны при пропитке светлой древесины, Виктор приспособился варить состав по классическому рецепту – на основе льняного масла и пчелиного воска.
Ложки Виктор Прилепин делает разными по размеру, форме и назначению. Какие-то с декором, иные отвечают модным нынче принципам минимализма в дизайне. Помимо ложек, мастер пробует свои силы в изготовлении блюд, кружек и даже украшений. Деревянную совушку-колье с крыльями в форме веера он подарил своей супруге.
Дети изредка присоединяются к отцу, но из-под их резцов чаще всего выходят деревянные брелоки и миниатюрные модели оружия.
– Это увлечение сродни работе скульптора – увидеть в куске дерева его потенциал, разгадать форму, которую он подсказывает, раскрыть красоту рисунка, состоящего из годовых колец. Как талант камнереза позволяет увидеть и подчеркнуть в агате настоящую картину на его срезе, созданную самой природой, так и мастер по дереву должен прислушиваться к подсказкам природы, работая над изделием. Это очень интересно!
Елена Пешкова.
Фото автора.
Comments by ВГ