В 2024 году вагонный цех ПЖТ отметил 30 лет своего существования.
На самом деле, если уж вдаваться в подробности, день рождение у вагонников 2 февраля.
– Очень хорошо помню, что новый цех должен был приступить к работе с февраля 1994 года, но 1-го было воскресенье, так что мы начали со 2-го, – вспоминает начальник вагонного цеха Сергей Уваров. – В феврале этого года нашему цеху 30 лет исполнилось. Только мы про юбилей совершенно забыли. Вспомнили, когда уже поезд ушел. Так обидно было!
И все-таки, лучше поздно, чем никогда. И даже так – про вагонников писать никогда не поздно.
Именно с появления вагонов начинает летоисчисление железнодорожного транспорта Сергей Уваров:
– Еще никаких паровозов не было, а лошадь уже тащила тележку по рельсам. Еще и путей не было, а вагон на резиновом ходу вез груз! Про СЦБ и контактников я вообще не заикаюсь!
Главный вагонник ВГОКа, конечно, шутит, но в то же время и верит в то, что говорит. Верит в то, что его служба – самая значимая. Немудрено, потому что Сергей Николаевич сам создавал эту службу, возглавив 30 лет назад новое подразделение.
– Еще работая старшим мастером в вагонном депо на Лебяжке, я постоянно обсуждал эту тему со старшими коллегами, доказывая, что вагонное хозяйство ВГОКа должно быть единым цехом, что это значительно упростит систему планирования закупа материалов и запчастей, что финансово обеспечиваться такой цех будет на более высоком уровне, а ремонтная база для всех типов вагонов появится в обоих депо. Кроме того, большой объединенный коллектив позволил бы решить проблему взаимозаменяемости персонала.
Вот эту-то задачу – объединение коллективов вагонного хозяйства высокогорской и лебяжинской площадок – молодой, начинающий начальник цеха начал решать в первую очередь.
– Это было самым сложным, – считает Сергей Уваров. – Потому что поначалу лебяжинцы просто отказывались ремонтировать вагоны с площадки ВЖР, и та же история была на высокогорском участке. Мне приходилось постоянно напоминать ребятам, что у нас одна общая задача, и чужих вагонов на предприятии нет. Тем более что вагонный парк был максимально востребован: мы еще не успевали оценить объем предстоящего ремонта, а диспетчеры уже спрашивали, когда эти вагоны вновь выйдут на линию.
Вторая проблема, которую взялся решить Уваров, заключалась в том, чтобы ликвидировать зависимость от МПС, создав собственный колесный участок для наплавки колесных пар.
Обе задачи были с успехом решены. Установка для наплавки и обточки колесных пар до сих пор исправно служит вагонникам на высокогорском участке вагонного депо, основная же ремонтная база и большая часть коллектива сосредоточены на лебяжинском участке. На фоне постоянного обновления кадров на предприятии в последние годы коллектив вагонного цеха можно назвать долгожителем.
– Практически все у нас работают более 10 лет, – отмечает Сергей Николаевич. – Я даже выделить никого не могу, потому что коллектив – отличный! Многие профессионально выросли буквально на глазах, придя в цех совсем молодыми ребятами. Сегодня наш коллектив укомплектован примерно на четыре пятых – 41 человек при 53 ставках, но особой текучести кадров не наблюдается. С осмотрщиками вагонов есть проблема – как-то все разом на пенсию вышли и уволились. А с ремонтным персоналом пока бог миловал. Сейчас все подразделения в таком положении, и мы выкручиваемся, как можем.
Еще в молодые годы, пытаясь сдружить две разрозненные, недружелюбно настроенные друг к другу команды, Уваров сделал вывод, что коллектив – самое важное. Политику внимания к людям Сергей Николаевич возвел во главу угла. Может, поэтому и атмосфера в цехе такая доброжелательная и комфортная. Мастер вагонного депо Владимир Бушин так и отзывается о родном цехе:
– Это наш дом. Для кого-то второй, а для кого-то и первый. Практически вся жизнь на работе проходит. Дома-то мы реже, наверное, бываем. Поэтому так важна атмосфера в коллективе. А коллектив у нас отличный – слаженный и дружный. Я почти 30 лет в вагонном цехе проработал, дважды уходил отсюда в тяжелые времена, но всегда возвращался.
– От добра добра не ищут, – уверен и слесарь по ремонту подвижного состава Виктор Шарычев. – Здесь у нас и график хороший, и руководство отличное. Все устраивает. Я на работу с удовольствием иду.
– Дорогого стоят те годы, что мы проработали вместе, – подводит черту Сергей Уваров. – Многое пережили, и мужики никогда меня не подводили. Думаю, и не подведут. Я в своем коллективе уверен. Вагонникам по плечу самые серьезные задачи, а иногда мы справляемся и с невыполнимыми. К примеру, за 2023 год, при остром дефиците материалов и запчастей, мы провели отцепочный и безотцепочный ремонт 685 единиц вагонного парка. В наших условиях – это просто высший пилотаж!
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ