В конце марта, по приказу генерального директора, все три котельные ВГОКа – на Высокогорской и Лебяжинской промплощадке, а также на шахте «Естюнинская» – были остановлены и выведены на межотопительные ремонтные работы.
Сразу после этого корреспондент «ВГ» побывал в котельной шахты «Естюнинская», чтобы узнать, как пережил участок этот непростой отопительный сезон и какая «оздоровительная» кампания ждет оборудование в период его летних «каникул».
– Отдел главного энергетика и администрация шахты всеми силами пытались помочь нам создать условия, чтобы не было срыва отопительного сезона, – рассказывает начальник участка котельной Сергей Багринцев. – Несмотря на то, что движение заявок сейчас происходит очень тяжело, самое важное удалось-таки осуществить осенью. Нам удовлетворили две заявки на расточку валов к сетевым насосам. Вал – это основа ротора, восстановив работоспособность двух валов, мы получили очень хороший резерв механического оборудования. В любой момент мы могли со спокойной душой вывести один насос на ТО, зная, что в резерве у нас есть второй исправный агрегат. Не менее значимую роль сыграло дополнительное утепление насосной первого и второго подъема, которым перед началом отопительного сезона на протяжении двух месяцев занимались слесарь по обслуживанию и ремонту оборудования Серафим Парфиевич и электрогазосварщик Вадим Коврижных. Благодаря этой работе насосная не пострадала от морозов.
Помогло и утепление всех теплосетей котельной, и реконструкция парового котла с переводом его на водогрейный режим, проведенная несколько лет назад. По словам Сергея Багринцева, теперь котел работает по принципу прямого действия – у него очень быстрая реакция на скачки температуры и давления, на которые он отвечает мгновенным повышением или, наоборот, снижением температуры отходящей воды.
– Все эти меры позволили нам пережить даже такие жесткие условия, которые нам и во сне не снились, – продолжает Сергей Валерьевич. – В декабре, когда ночные температуры на шахте опускались до минус 52, а днем «теплело» до минус 44 градусов, мы жили в режиме ожидания – как отразится все это на котельной? Уходя с работы, предупреждали остающихся в смене, что мы все на связи и готовы к вызову в любое время суток. Честно говоря, не припомню случая в Тагиле, чтобы температура опускалась ниже минус пятидесяти. Бывало, при минус 31-32 градусах мы уже считали, что все: установились аномальные морозы, нужно быть начеку. Но чтобы такие условия!.. Та декада декабря была настоящим испытанием на прочность для котельных по всей стране. Вагонка тогда вся «вылетела» – теплотрассы у них рвало ежедневно. И у нас тоже в любой момент могло случиться что угодно. Но как ни странно, на «Естюнинской» выдержало все: котлы, магистрали, насосы.
И все же режим ожидания, в котором жили в тот период работники котельной, однажды сработал. В одну из аномально морозных ночей на телефон начальника участка котельной поступил тревожный звонок.
– Оператор сообщал, что лопнула старая задвижка, перекрывавшая водовод, – продолжает Сергей Багринцев. – Этой задвижкой мы не пользовались уже несколько лет, и она никак не напоминала о себе до этой минуты. А в морозы не выдержала. Вода с трассы под давлением в шесть атмосфер хлынула в здание котельной. Ровно через сорок минут после этого звонка я, слесари и операторы прибыли на место аварии. Ребята, кто был в ночную смену, держались до нашего приезда, как могли. Ведь технологическая инструкция обязывает нас использовать все возможные средства, лишь бы избежать остановки котла. Надо отдать должное сообразительности и смелости наших женщин-операторов. Прибыв в котельную и окинув взглядом картину, представшую перед ними, они моментально поняли, что делать. Собрали все телогрейки и другое тряпье, которое нашлось в здании, и стали забрасывать им лопнувшую задвижку. Телогрейки, мгновенно намокая, набирали вес, и под их тяжестью напор воды постепенно угасал. Идея оказалась удачной: укротить стихию, приглушить и направить поток вниз и было первоочередной задачей. Так девчата пытались спасти от воды и замыкания электрооборудование, которое у нас здесь повсюду. Наконец, я отдал распоряжение остановить котел – всего на 15 минут, но этого времени было достаточно, чтобы воздух в котельной сразу сделался морозным, а залитые водой поверхности начали покрываться коркой льда. Чтобы не разморозить и не погубить всю систему отопления, мы поддерживали котельную в режиме циркуляции – гоняли по сети горячую воду. Насос-то работал, а вот котел стоял, и вода очень быстро теряла температуру. Наши слесари сработали в кратчайшие сроки: заглушки у них были уже наготове, и они моментально ликвидировали аварию – отвернули два фланца и заглушили эту линию. С момента остановки котла до завершения ремонта прошло всего лишь четверть часа, котельная была спасена. Такие ситуации – демонстрация того, почему я восхищаюсь и горжусь своим коллективом.
У нас все без исключения – не просто прекрасные профессионалы, люди с большим опытом работы. Их отличают необходимые для такого участка, как наш, личные качества – быстрота реакции, смелость, нестандартное мышление. Они все старой закалки, а таких не сломать! Я благодарен судьбе, что мне довелось собрать такой замечательный коллектив, ведь наш участок – один из немногих, который на сто процентов укомплектован на протяжении многих лет. У нас нет текучки, за исключением одного трагического случая: электрик наш, дядя Саша, умер в ноябре прошлого года. И его место до сих пор никто не занял.
Я приехала в котельную в обеденный перерыв и застала героев декабрьского «сражения» со стихией в полном составе в комнате приема пищи. Только электрогазосварщика Вадима Коврижных здесь не было – он уже завершил трапезу и занимался сваркой лестницы.
– Наши ребята очень берегут, заботятся и хорошо ухаживают за оборудованием, вот почему оно проходит проверку на прочность даже в самых экстремальных условиях, – считает Сергей Валерьевич. – Сейчас наша задача – подготовить оборудование к новому отопительному сезону. Сделать все, что в наших силах, чтобы не допустить его срыва. В первую очередь, мы проводим ревизию и техобслуживание трех сетевых насосов, затем насосных первого и второго подъема, которые обеспечивают подачу холодной воды на шахту и в котельную. С июля планируем начать ревизию запорной арматуры. Все, что касается неиспользуемого технологического оборудования, будет убрано и заглушено, чтобы больше не ждать от него подвохов в период резких перепадов температур. К началу августа приступим к ревизии и техобслуживанию котлов – проверим целостность обмуровки, конвективных частей, барабанов, коллекторов, произведем очистку от сажи и накипи. Затем перейдем к ревизии газораспределительного устройства, предназначенного для дозирования газа, подаваемого в котел. В сентябре начнем опрессовывать теплосети и котлы. Заполним водой, создадим давление и будем наблюдать, не подтекает ли оборудование, не произошли ли изменения после ревизии запорной арматуры. С проверкой электрооборудования попросим помощи в отделе главного энергетика. А дальше нам останется только ждать приказа о начале отопительного сезона.
Елена Пешкова.
Фото автора.
Comments by ВГ