В цехе по переработке техногенных образований подошел к завершению первый этап зимней стройки. На Ивановском шламохранилище, куда складируются железосодержащие отходы производства ЛАЦа, построена поперечная дамба, которая разделила вторую накопительную емкость на две части. О том, как возводилась дамба и как это скажется на работе шламохранилища в весенне-летний период, рассказал начальник ЦПТО Сергей Кулеш.

По его словам, производство Лебяжинского аглоцеха построено по принципу безотходности и представляет собой технологический цикл. Каждую зиму хвосты ЛАЦа сливают в накопительные емкости, весной они отстаиваются, излишняя влага дренирует в грунт, а с наступлением летнего периода, по мере наполнения емкостей, шлам выгружают экскаватором и возвращают в производство.

– В последнее время в связи с сокращением объемов производства Лебяжки шлам не успевает накапливаться к летнему периоду, поэтому нам приходится пропорционально уменьшать и объем накопительных емкостей, – отметил Сергей Владиленович. – С этой целью была построена поперечная дамба. Но это еще не финал, работа будет продолжаться. Наша конечная цель – разделить вторую емкость не на две, а на три части, для чего нам предстоит возвести еще одну дамбу. Три выработки с меньшим объемом будут поочередно заполняться, осушаться и очищаться быстрее.

Строительство первой дамбы было срочным делом – 6 марта отсыпка сооружения завершилась, и с этого же дня ЦПТО приступил к возведению второй дамбы. В этот день на Иваниху приехали Сергей Кулеш, автор проекта отсыпки поперечных дамб, ведущий инженер по горным работам горного отдела Дмитрий Нивин, а также корреспондент «ВГ». Их встретил мастер участка по технологии и ремонтам ЦПТО Игорь Плеханов. Он рассказал «ВГ» о том, как проходило строительство:

– Грунт для отсыпки дамбы мы брали в восточной части шламохранилища, между автодорогой и гаражами. Для работы нам был выделен экскаватор подрядчика и КамАЗы автоцеха. Вообще строительство планировали начать еще в октябре, но из-за стабильно теплой погоды, установившейся прошлой осенью, мы до самого ноября возили сырье на теплый склад ЛАЦа и откладывали отсыпку дамбы на более поздний срок. Лишь в ноябре приступили к реализации проекта. В морозы работа осложнялась тем, что грунт налипал на стенки кузова грузовика и приходилось постоянно отвлекаться на чистку. Столкнулись и с такой извечной проблемой, как отсутствие погрузчика – производить планировку привезенного грунта было зачастую нечем. И все же, несмотря на сложности, стройку удалось завершить к весне.

Игорь Плеханов.
Игорь Плеханов.

По словам Сергея Кулеша, теперь осталось только положить переливную трубу, и к концу марта емкость будет полностью готова к заполнению в сезон 2024 года.

– Предварительно, конечно, нужно будет выполнить необходимые пере­врезки трубопроводов. Но это уже работа стандартная, которая решается в рабочем порядке, – уточняет Сергей Кулеш. – Обычно сезон начинается с мая и продолжается до ноября, но в этом году, судя по потребностям ЛАЦа в сырье, нам придется стартовать раньше, возможно, с апреля. Параллельно будем заниматься реализацией второй части проекта. В этом деле нам спешка уже ни к чему: вторая дамба понадобится лишь к осени, так что будем строить ее по мере возможности – при наличии техники.

Елена Пешкова.

Фото автора.