По оценкам Всемирной организации здравоохранения, более 1 миллиарда человек во всем мире имеют какую-либо форму инвалидности, что соответствует почти 15 процентам населения. Неудивительно, что существует даже Международный день борьбы за права инвалидов, который отмечается 5 мая.
Причем показатели инвалидности неуклонно увеличиваются, что связано со старением населения и ростом числа хронических заболеваний. В России, по официальным статистическим данным на 2020 год, количество инвалидов приближается к 12 миллионам. Немало людей с ограниченными возможностями здоровья работает и на ВГОКе.
– В рамках защиты прав инвалидов законодатель требует, чтобы часть рабочих мест обязательно была предоставлена работникам, имеющим инвалидность, – комментирует начальник отдела кадров Кристина Паньшина. – Так, если численность компании превышает 100 человек, от 2 до 4 процентов рабочих мест в ней должно быть занято инвалидами – так называемая квота, резервирование мест. В рамках данного требования генеральным директором ВГОКа утвержден перечень рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом работодателем учитываются требования индивидуальной программы реабилитации каждого из трудоустроенных работников.
Однако, как отмечают некоторые эксперты, близко знакомые с темой инвалидности, далеко не все люди с ограниченными возможностями хотят работать, и никакая борьба за их права не способна сломить психологию иждивенчества или неверие в собственные силы. Тут бороться приходится с самим собой. Но те, кто встал на путь социализации, как правило, успешно адаптируются в обществе – работают, создают семьи, расширяют круг интересов. О таких людях мы и хотим рассказать.
На ремонтно-механическом участке Лебяжинского аглоцеха я встретилась с токарями Сергеем Байлевичем и Денисом Фатыковым. У ребят нарушения слуха, а я не знаю языка жестов, поэтому общаться нам непросто: пишем друг другу на бумаге. Ну, и электромеханик участка Владимир Горохов помогает своими комментариями:
– Сергей Байлевич работает у нас давно – уже 14 лет, и токарь он классный. Имеет пятый разряд, самый высокий в цехе. С любой задачей на раз справляется.
Сам Сергей отмечает, что работа токаря сложности для него не представляет:
– Для меня это легко и интересно, в удовольствие работаю. На Лебяжке нравится, ребята здесь хорошие. Среди глухих токарь – распространенная профессия, как и слесарь или автомеханик.
Денис Фатыков устроился в ЛАЦ два года назад.
– Нарушения слуха не стали для нас препятствием, – говорит Владимир Горохов. – У нас уже был опыт работы с такими ребятами, поэтому взяли Дениса сразу. У него был третий разряд токаря, то есть в профессии, можно сказать, начинал делать первые шаги. Бывали и неудачи: сделает пальцы (метизы), я их поставлю в ряд – как забор кривой, все разной высоты. Говорю: «Как так? Одинаковые должны быть».
За Дениса Горохова с Байлевичем взялись всерьез, начали учить секретам ремесла, и уже через полтора года электромеханик пришел к менеджеру по персоналу Ольге Белоноговой со словами: «Готов Денис, может на следующий разряд сдавать». Фатыкова передали в заботливые руки инструктора производственного обучения Александра Кропанева, благодаря которому Денис сдал на четвертый разряд. Сегодня он вполне успешно справляется с производственными задачами.
– Но с Сергеем мне общаться проще, – признается Владимир Горохов. – За эти годы мы притерлись, научились понимать друг друга. А кроме того, Сергей уже миллион деталей сделал, ему ничего объяснять не надо – детали ведь достаточно однотипные. А для Дениса что-то бывает в новинку, и многие вещи я ему растолковать не могу. Иду за помощью к Сергею. Тот на языке жестов быстро все напарнику объясняет.
Денис Фатыков о Сергее отзывается тепло – поднимает большой палец и широко улыбается:
– Очень хороший! Я обрадовался, что он здесь работает.
Но общаются ребята не только друг с другом.
– Сергей, бывает, рассказывает мне про рыбалку, фотографии показывает, но он все-таки достаточно закрытый и сдержанный, – считает Владимир Геннадьевич. – А Денис – очень эмоциональный и старается контактировать со всеми. Но любому общению ребята предпочитают работу. Им не надо напоминать, что обед закончился. Утром я прихожу с оперативки в 8.10, а станки уже запущены, работа кипит, поэтому стараюсь выдать задание в конце рабочего дня, чтобы не тормозить процесс. Главный критерий работы – это профессионализм, и его наличие или отсутствие никак не связаны с ограничениями по здоровью. Есть масса здоровых людей, которые так и не смогли реализоваться в профессии, и есть такие, как Сергей Байлевич, – высококвалифицированный профессионал, которого уважают в цехе, прекрасный пример для Дениса Фатыкова. Если учесть, что токарь – одна из самых востребованных сегодня профессий в городе, то нам, несомненно, повезло.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ