В феврале друзья и бывшие коллеги Ольги Николаевны Богдановой вспоминали о ней в 90-й день ее рождения. К сожалению, она не дожила до этого дня, но добрую память о себе оставила.

Ольга Николаевна пользовалась в геологической среде большим авторитетом. 37 лет она отдала ВГОКу и свою деятельность посвятила созданию геофизической службы.

После окончания в 1955 году МГУ по специальности «Геофизические методы разведки полезных ископаемых» инженер-геофизик Ольга Богданова была направлена в Омскую геофизическую контору Новосибирского треста. Отработав два года, вместе с мужем уехала в Нижний Тагил, где ее приняли участковым геологом в Высокогорское рудоуправление НТМК. С 1964 года – геолог-геофизик отдела главного геолога ВРУ, и далее ее карьера развивалась по возрастающей: старший геофизик ГУ НТМК, инженер-геофизик первой категории геологического отдела ВГОКа.

Первые опытные работы по внедрению геофизических методов проходили на предприятии в 1963-1964 годах, и у истоков этого дела стояла Ольга Николаевна. Работы проводились по договору с московским трестом «Геофизнефтеуглеразведка», Уральской комплексной каротажной экспедицией Уральского территориального геологического управления, с 1965-1966 годов – с Рудничной партией этой экспедиции. В этот же период был организован Высокогорский отряд геофизиков, которые внедряли геофизические методы на всех шахтах и в карьерах рудоуправления. По заявкам геологов шахт бригады выезжали и проводили каротаж в веерах и эксплуатационно-разведочных скважинах.

Для обработки материалов привлекали инженерно-технических работников. В то время не было даже калькуляторов, расчеты производили на арифмометрах «Феликс», счетах и логарифмических линейках. Для оперативности выделялся автотранспорт. Со временем на территории шахты «Магнетитовая» построили гараж и не без участия О. Н. Богдановой добились приобретения автомобиля.

Время шло, увеличивались объемы работ, расширялся спектр применения геофизических методов, улучшалось качество приборов и оборудования. Ольга Николаевна сама ездила в командировки в Уфу, Белгород, Ленинград, Свердловск, Москву, заключала договоры на приобретение и поставку оборудования.

В 1968 году началось внедрение приборов РИМВ-1, которые облегчали работу контролеров ОТК. Но это новшество было сопряжено с большой подготовительной работой. Надо было обучить контролеров, как пользоваться новой аппаратурой непосредственно в шахтах – определять содержание железа в недрах, добытой горной массе и пробах. Использование приборов РИМВ-1 позволило сократить отбор проб и время получения результатов. И рядом с контролерами часто можно было видеть О. Н. Богданову в рабочей спецовке – на шахтах и аглофабриках, на МОФе и на ДОФе.

С каждым годом что-то менялось, появлялись новые приборы, аппаратура, методики и новые люди. В 1970-е – 1980-е геофизическая служба переживала настоящий подъем. Широкое внедрение геофизических исследований при разведке и эксплуатации месторождений стало существенной предпосылкой эффективного и экономичного проведения горно-добычных работ.

В 1982 году на базе пансионата «Аист» была проведена Всесоюзная межрудничная школа по изучению передового опыта эксплуатационной разведки и геологического обслуживания с применением геофизических методов на подземных рудниках СССР. Конференция проходила при непосредственном участии геологов и геофизиков ВРУ, подготовкой и организацией мероприятия занималась старший геофизик геологического отдела рудоуправления Ольга Николаевна Богданова. На конференции был отмечен положительный опыт геофизиков ВРУ и рекомендовано создать геофизическую службу непосредственно в рудоуправлении. Но лишь в 1989 году было решено перевести Высокогорский отряд в полном составе в ВРУ, и это произошло благодаря настойчивости Ольги Николаевны.

Ушли в прошлое арифмометры и линейки, появились компьютеры. Сначала нас обучали в АСУ, где мы обрабатывали материалы. Постепенно стали появляться персональные компьютеры в отделах, а потом и у каждого сотрудника на столе. В 1992 году геофизическая группа насчитывала 12 человек. Объем работы увеличился до 150 000 погонных метров в год. Все работы группа выполняла самостоятельно, но всегда рядом была старший геофизик первой категории О. Н. Богданова, она была рада помочь, подсказать, решить какие-то проблемы. И так было до апреля 1994 года, когда Ольга Николаевна вышла на пенсию.

Коллектив у нас был дружный, слаженный. Все праздники, а особенно свой профессиональный – День геолога – отмечали с выездом на природу. И наши ветераны В. А. Стаканчиков, Г. Н. Перемыслова, О. Н. Богданова, И. Г. Полянский (заслуженный геолог РСФСР) всегда были с нами. Многих уже нет в живых, но мы их помним. Да и как не помнить о таких грамотных, опытных, эрудированных специалистах, как Ольга Николаевна Богданова. И ее награды лучше всяких слов говорят о достоинствах и трудовых достижениях: многочисленные почетные грамоты и благодарности, значки победителя соревнования, бронзовая медаль ВДНХ, медаль в честь столетия В. И. Ленина и медаль «Ветеран труда». Я горжусь, что работала вместе с Ольгой Николаевной, которая очень много сделала для ВГОКа.

Тамара Лушина, пенсионер.