На шахте «Естюнинская», как и во всех подразделениях комбината, ищут пути бесперебойного выполнения ежемесячной производственной программы в условиях сложной финансовой ситуации на комбинате.
С конца прошлого года здесь функционирует рабочая группа, принимающая решения по развитию производства в это непростое время. О том, какова деятельность группы и к каким результатам уже удалось прийти, беседуем с главным инженером шахты Павлом Поповым.
– Павел Валерьевич, с какой целью на «Естюнинской» была создана рабочая группа?
– Главная цель – добиться, чтобы горные работы не были остановлены в период ограничения поставок материалов и оборудования. Необходимо было перестроиться, сложить этот пазл в голове, приноровиться к новой реальности, в которой мы оказались. В первую очередь, мы определились c тем, что на шахте можно использовать повторно. В нашем распоряжении имеется солидная база верхних отработанных горизонтов, в которых сохранена часть имеющейся инфраструктуры. Оттуда решено брать во вторичное использование железнодорожные материалы – рельсы, стрелочные переводы, подкладки, накладки, которые можно применять для ремонта путей на действующих горизонтах. Определив места, в которых разрешено производить демонтаж, расписав, где, что и в каком количестве мы можем перераспределить на другие горизонты, приступили к работе.
– Наверное, по степени значимости эта статья расходов ничуть не уступает остальным…
– Так и есть. Шахта у нас немаленькая, общая протяженность действующих железнодорожных путей около пяти километров на двух горизонтах – минус 180 и 240 метра. Велика потребность в аварийных ремонтах железнодорожного полотна. Кроме того, в начале прошлого года для нас стал настоящей проблемой запуск новых забоев с укладкой стрелочных переводов. Потребность в этих запчастях удалось закрыть в ноябре – как раз тогда мы и приступили к демонтажу железнодорожных материалов на нерабочих горизонтах. Это позволило в праздничные дни, в период новогодних ремонтов, оснастить путями забой погрузочного штрека на участке технического перевооружения горизонта минус 240 метра. Помимо текущих потребностей, благодаря этому методу нам удалось создать базу материалов и запчастей на ближайшее будущее – на случай аварийных ситуаций.
– Можно ли наглядно, на примере цифр и расчетов, показать объемы решенных таким способом проблем со снабжением?
– Могу сказать, что в 2022 году нам недопоставили материалов верхнего строения пути на общую сумму 4 миллиона 652 тысячи рублей, при том, что заказано было на семь с половиной миллионов. То есть больше половины позиций в заявке не выполнено. В первом квартале нынешнего года поступления на шахту по всем статьям, указанным в заявке, равны нулю. Эти пробелы мы сейчас пытаемся восполнить самостоятельно. В период с ноября прошлого по март текущего года демонтировали с нерабочих горизонтов три стрелочных перевода и более 11 тонн рельсов Р-34. Этих запасов нам хватило на весь первый квартал, осталось даже и на второй.
При этом мне не хотелось бы, чтобы это прозвучало как некое достижение, которое можно поставить нам в заслугу. Да, мы выживаем, пытаемся извернуться и обеспечить себя своими силами. Мы обязаны это делать, это наша работа, поскольку мы, как и все сегодня, находимся в режиме поиска способов нестандартного решения проблем, стоящих на пути к выполнению плана. Слава богу, опыта у нас предостаточно, так что многие вопросы можем решать самостоятельно и стремиться к выполнению производственной программы. Да, многие позиции в долгосрочном графике развития шахты у нас слетели из-за недопоставок оборудования и материалов. Но это не значит, что жизнь в шахте должна замереть в ожидании лучших времен. Нет, конечно. Мы должны продолжать жить и развиваться, шахта должна функционировать при любых условиях, а наша задача – скорректировать пути ее развития, исходя из той ситуации, в которой мы оказались. К примеру, мы не можем пока продолжать проходку на самоходной технике – нам приостановили поставки дорогостоящего анкерного крепления СЗА. Но мы можем пока переориентировать участок техперевооружения на другую работу и одновременно искать и пробовать внедрить иные технологии крепления, более бюджетные и не уступающие по качеству самозакрепляющейся крепи.
– Кроме железнодорожной инфраструктуры и транспорта, удается ли придерживаться графика ремонтов в других сферах жизнедеятельности шахты, используя этот же метод – вторичного использования материалов?
– Нет, к сожалению, почти нигде больше не применяем его, поскольку не везде это возможно – многие материалы и запчасти нельзя вводить в эксплуатацию повторно. Приходится двигаться вперед иными способами, о которых я уже сказал ранее. Повторно используем разве что материалы, из которых изготовлены скреперные полки на нерабочих горизонтах – их тоже демонтируем и ставим на замену пришедшим в негодность рабочим полкам, а также занимаемся строительством новых.
– Ваши успехи в применении альтернативных источников материально-технического обеспечения шахты – это результат командной работы. Чей вклад в это благое дело вы бы отметили особо?
– Я очень благодарен участку внутришахтного транспорта под руководством Дмитрия Герчикова, чья бригада занималась демонтажем путей и стрелочных переводов в новогодние праздники. Труд этот физически тяжелый, немеханизированный, практически все операции производились вручную. Тем не менее, бригада справилась, и я благодарен всем участникам за неравнодушие, понимание той ситуации, в которой мы сегодня вынуждены работать. Стоит отметить также горняков крепежного участка № 8, занимавшихся демонтажем скреперных полков. На сегодняшний день наши забои запущены, и мы движемся дальше.
– Каковы ближайшие производственные планы на «Естюнинской»?
– Сейчас мы занимаемся внедрением нового проекта по седьмому очистному блоку горизонта минус 180 метра, где планируется запустить добычные работы. Исследуем возможность применения на шахте нового вида крепления, который позволит высвободить проходческую буровую установку от проведения крепежных работ. Ну, и ждем старта добычи на новом участке. Руда-то рядом, не думаю, что геологи в этом ошиблись. Надеюсь, что 2023 год уже принесет нам первые плоды.
Интервью провела Елена Пешкова.
Фото автора.
Comments by ВГ