Несмотря на начавшуюся весну, снегопады не прекращаются, а не за горами и таяние снега. Значит, работы у грейдера автоцеха и его машиниста будет предостаточно.
Поддержание дорог предприятия в проезжем состоянии – одна из приоритетных задач автоцеха.
Начать, пожалуй, стоит с того, что грейдеристы очень востребованы в Нижнем Тагиле, а круг таких специалистов весьма ограничен.
– Руководители предприятий, на балансе которых есть грейдеры, гоняются за специалистами, имеющими допуск к работе на грейдере, обещая им золотые горы, – рассказывает инженер по транспорту Вячеслав Мастюгин. – Я знаю, что дорожные организации, которые обслуживают городские дороги, переманивают грейдеристов всеми путями, ищут их по пригороду, где в основном и обучают этой профессии.
На балансе автоцеха находится всего один грейдер, и водитель, имеющий допуск к работе на нем, тоже один – Александр Быков. Обслуживают они всю нижнетагильскую площадку, поэтому ни Александру на больничный, ни грейдеру на долгосрочный ремонт отлучаться нельзя.
Дорожно-строительную технику Александр полюбил с раннего детства благодаря отцу, который работал тогда на тракторе в сельхозпредприятии поселка Горноуральский.
– Трактор постоянно стоял у нас дома, поэтому я и в ремонте участие с семи лет принимал, и ездил вместе с отцом, – вспоминает Александр. – Папа сажал меня за руль, и я помню, как мне нравилось управлять трактором. Это было круче, чем водить легковую машину, потому что они есть у многих, а трактор – настоящая экзотика. С самого детства я знал, что хочу работать на тяжелой технике, поэтому поступил в училище № 56 на специальность «Открытые горные работы» и выучился работе на экскаваторе. Правда, освоить эту машину толком не успел. Отец, который к тому времени работал в краново-тракторной колонне автоцеха ВГОКа на погрузчике, позвал меня к себе. И в 2009 году, почти сразу после окончания училища, я тоже устроился в автоцех. За это время успел поработать и на тракторе, и на бульдозере, и на погрузчике. А теперь моя основная машина – грейдер. Работа на бульдозере, как и на экскаваторе, – специфическая: крутишься на одном месте. А на погрузчике или грейдере по всему ВГОКу ездишь – это интереснее.
Еще несколько лет назад неизменным машинистом грейдера был Сергей Лисихин – надежный, веселый и отзывчивый человек, которого забрала страшная болезнь. Многие работники автоцеха и других подразделений комбината с теплом вспоминает прежнего грейдериста, а Александр Быков считает, что кое-чему успел у него научиться:
– Встречались иногда с Сергеем Витальевичем после работы, и он с удовольствием рассказывал об особенностях работы на грейдере. Тогда я, конечно, и не представлял, что впоследствии мне все это пригодится.
Тонкостей работы на этой большой и не очень поворотливой машине предостаточно.
– Грейдер – одна из самых сложных в управлении машин, – уверен Вячеслав Мастюгин. – Надо на ходу успевать и рулить, и лопату выставлять под разными углами. А она ходит и в горизонтальной плоскости, и в вертикальной. И к тому же необходимо учитывать ситуацию на дороге, потому что движение продолжается, то есть по зеркалам смотреть в оба, чтобы никого не задеть. Если грейдер упрется лопатой в бордюрный камень, она может сработать как рычаг: поднимет грейдер и развернет на дороге так, что он веер машин собой соберет. Я видел такое. Хороший грейдерист, как летчик-ас, все должен учитывать.
Именно таким грейдеристом и был Сергей Лисихин. Когда его не стало, руководство цеха начало искать достойную замену.
– Мы с напарником тогда только получили новый погрузчик, но я согласился пересесть с этой новенькой техники на старый грейдер и не пожалел, – продолжает Александр Быков. – Работа интересная, и зарплата хорошая. Правда, сразу почувствовал, насколько востребована эта машина. И к ней, и ко мне внимания очень много. Болеть нельзя, в отпуск хожу только летом. Пик работы – это снегопады, когда необходимо расчищать дороги, и осень, и весна, когда их надо подсыпать и разравнивать. Летом, если нет дождей, полегче. Но в случае необходимости я и из отпуска готов выйти. Грейдер тоже в случае поломки не простаивает. Недавно вышли из строя подшипники на переднем мосту, и новые подшипники быстро привезли, а кроме того, и распределители для движения лопат. Без грейдера – никуда. И в первую очередь необходимо поддерживать дороги, по которым везут промпродукт с шахты «Южная» в ВОЦ, а затем и дороги на территории цехов.
До последнего времени Александр Быков расчищал и дорогу до поселка Черемшанка. И, наверное, никто так не радовался ее асфальтированию, как наш грейдерист.
– Но эта хорошая новость имеет и обратную сторону, – комментирует Вячеслав Мастюгин. – Капитальный ремонт дороги от улицы Черных до поселка Верхняя Черемшанка был проведен по федеральной программе, и теперь мы не имеем права ее расчищать, потому что дорога стоит на пятилетней гарантии. Чистить ее может только обслуживающая организация «Тагилдорстрой». Она занимается расчисткой в соответствии с графиком – два раза в неделю. И не всегда, к сожалению, этот график совпадает с реальной необходимостью расчистки. Страдают и пешеходные переходы, но мы не можем притронуться даже к ним.
Тем не менее, работы у Александра Быкова хватает. Впереди весна – самое сложное время года, дороги «поплывут», и производственный отдел чуть ли не ежедневно начнет интересоваться, вышел ли грейдер на линию.
Юлия Григорьева.
Фото автора.
Comments by ВГ